Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что «принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта готовы, нужно уже работать над мирным соглашением». Министр напомнил, что Азербайджан выразил свою позицию по этому вопросу: «Президент Франции также призвал стороны работать над большим мирным соглашением. Мы согласны и готовы к этому. Но сначала Армения должна вывести свои войска с оккупированных территорий». Кстати, эту же позицию Мамедъяров подтвердил во время переговоров в Баку с министром Великобритании по европейским вопросам Дэвидом Лидингтоном. «Британский министр особо интересовался нагорно-карабахским урегулированием, — уточнил Мамедъяров. — Я сообщил ему о позиции Азербайджана: для восстановления мира необходим вывод армянских войск с оккупированных территорий страны».

Если иметь в виду тезис главы МИД Азербайджана о «готовности принципов по карабахскому урегулированию», то трудно сказать, что имеется в виду: известные Мадридские принципы, лежащие в основе посреднического переговорного процесса Минской группы ОБСЕ, или нечто иное? Ситуация стала еще более запутанной после того, как бакинский официозный политолог Мубариз Ахмедоглу заявил, что, оказывается, сопредседатели МГ ОБСЕ, не выступившие с заявлением после встречи с президентами Азербайджана и Армении в Париже, являются сторонниками подготовки «Большого мирного соглашения». При этом Ахмедоглу уточнил: «Большое мирное соглашение» будет подготовлено на основе обновленных мадридских принципов. Поэтому и принципы урегулирования, в том числе принцип равноправия и права на самоопределение народов, и меры по укреплению доверия будут входить в «Большое мирное соглашение».

Если это так, то речь можно вести о заметной смене политических акцентов в позиции сопредседателей Минской группы ОБСЕ в карабахском урегулировании. Но почему тогда они молчат и не вносят уточнений хотя бы для того, чтобы внести ясность в введенное понятие «Большое мирное соглашение», поскольку ранее Баку давал понять, что готов подписать мирный договор с Арменией, прекращающий между конфликтующими сторонами состояние войны. В принципе такой документ могли бы подготовить и подписать Баку и Ереван и без Минской группы ОБСЕ, вводя в него определенные позиции по Карабаху, которые можно было бы решать на втором этапе. Но Мамедъяров заявляет о первичности «освобождения районов», и только после этого — о выходе на «мирное соглашение», в то время как логично сначала подготовить и подписать такое соглашение и только после этого требовать его выполнения.

По оценке экспертов ИА REGNUM, подобная «дипломатическая схоластика» не сулит ничего позитивного накануне намеченной на 4-5 декабря в рамках СМИД ОБСЕ встречи в Базеле глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении.