«Увеличение грузопотоков, которые проходят через порты в континентальной части Украины, связано с экспортом зерна и импортом угля из ЮАР», — заявил корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 6 ноября, экономист Николай Шутов (Одесса).

Напомним, что, согласно обнародованной накануне информации, грузооборот морских портов континентальной части Украины в январе — октябре 2014 г. составил 115,8 млн т., что на 6,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Государственными портовыми операторами за отчетный период перевалено 39,8 млн т., частными портовыми операторами — 76,03 млн т.

«Думаю, что на увеличение товарооборота через украинские порты в первую очередь повлиял сезонный фактор — пошло зерно. Плюс — пришел уголь из ЮАР. Больше я не вижу серьезных моментов, которые бы могли увеличить грузоперевалку», — сказал эксперт. Также экономист отметил влияние потери крымских портов, но там грузопотоки, по его словам, были не очень значительными. «Однозначно, на грузооборот континентальных портов повлияла потеря Украиной портов Крыма. Хотя, с другой стороны, что там есть… Евпатория, Ялта, Керчь — у них не очень большие объемы. Все-таки не думаю, что это серьезно повлияло».

Также Шутов отметил, что Мариупольский порт, несмотря на боевые действия неподалеку города, работает в обычном режиме. «Там есть устойчивые грузопотоки металла и руды. У нас же война войной, а обед по расписанию… Мариупольский порт не снижает и не замораживает грузопереработку», — заявил он.

В целом эксперт считает, что вряд ли стоит ожидать дальнейшего увеличение грузопотоков, поскольку у украинских портов есть огромный конкурентный недостаток — состояние инфраструктуры, связанной с перевалкой грузов (сюда относится сеть авто и железных дорог) и неконкурентная тарифная сетка. «Думаю, не стоит ожидать дальнейшего увеличения грузопотока. Тарифная политика, которая сегодня проводится в украинских портах, она заставляет грузопереработчиков ехать в обход Украины. У нас до сегодняшнего времени не выработана стратегия развития портов. Хотя мы живем в условиях конкурентного пространства, поскольку напротив нас находятся болгарские и румынские порты, а немного южнее — российские порты. И мы должны проводить соответствующую тарифную политику, а мы ее проводим неуклюже и косолапо. Я уже не говорю, что груз надо перевезти еще по нашим дорогам, пока он до порта дойдет, потом из порта. А вы сами понимаете, что это такое — наши дороги плюс наше ГАИ. Это факторы отрицательные. Если мы не возьмемся нормально за экономические условия грузопереработки в портах, у нас как минимум грузопереработка не вырастет. Она будет расти у наших конкурентов,» — резюмировал экономист.