Самарское областное правительство определилось с бюджетом на 2015 год. По его мнению, он будет дефицитным, но не настолько, чтобы госдолг региона превысил 55% от всех доходов казны. Населению предлагается смотреть в ближайшее будущее с оптимизмом: в 2015-2017 годах экономическое развития области предполагает рост зарплат бюджетников и пенсий, а также замедление темпов потребительской инфляции и повышение как номинальных, так и реальных денежных доходов граждан, передает корреспондент ИА REGNUM.

Разрабатывая бюджет 2015-2017 годов, Самарское облправительство исходило из того, что 2014 год относительно благоприятный для региона и в нем заложены инвестиционные основы для последующего экономического роста. Хотя и сделало скидку на то, что регион, как вся Россия, находится в условиях нарастающего макроэкономического напряжения, и зависимость эта в предстоящем трехлетнем периоде станет главенствующим фактором социально-экономического развития области. В памяти о 2014-м у вице-губернатора Александра Нефёдова отложилось: «Открытие новых крупных производств, высокие показатели в сельском хозяйстве, улучшение демографической ситуации, практически по всем направлениям деятельности есть положительные результаты при достаточно сложном бюджете».

Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов разработан в двух вариантах: базовом и умеренно-оптимистичном. Оба базируются на предпосылке относительной стабилизации геополитической обстановки, отсутствия дальнейших серьезных санкций со стороны Европейского союза и США, а также введения новых антисанкций со стороны России. Несмотря на то, что ожидаемая степень достижения поставленных задач по второму варианту является более высокой, областное руководство предпочитает как-то реальнее смотреть на жизнь. Поэтому в качестве базового варианта для нового облбюджета взят первый, который предполагает сохранение инерционных трендов вследствие умеренных темпов роста основных секторов экономической деятельности и прогнозирует при слабом росте потребительской активности населения и невысокой динамике инвестиционного спроса незначительные темпы экономического роста.

За основу будущих показателей инфляции в регионе взяты цифры по России: на 2015 — 105,5%, 2016 — 104,5%, 2017 год — 104% (декабрь к декабрю предыдущего года). Среднегодовой индекс потребительских цен прогнозируется в 2015 году на уровне 106,7%, в 2016-м — 104,4%, в 2017-м — 104,3%. В 2017 году по сравнению с 2014 годом рост потребительских цен и тарифов на товары и услуги может составить 116,2%. То есть за три года — 16,2%.

Отметим, что, по мнению главы областного Минэкономразвития Александра Кобенко, одним из ключевых факторов развития промышленности в регионе в 2015-2017 годах все же может стать возможное продолжение политических санкций со стороны стран Евросоюза и США. И, как следствие, сдержанный рост промышленности Самарской области (как и России в целом) из-за низкого уровня процессов технологического обновления и недостаточной конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках.

По сложившейся традиции областной бюджет 2015-2017 годов будет дефицитным и сохранит социальную направленность. В целях укрепления положительной динамики показателей уровня жизни населения запланированы — индексации зарплат бюджетников, на 5,5% повышение жалованья отдельным категориям работников, рост пенсий, замедление темпов потребительской инфляции, а также повышение как номинальных, так и реальных денежных доходов населения. В 2015 году доходы региональной казны заложены в размере 129,248 млрд рублей, в 2016-м — 140,805 млрд, в 2017-м — 150,137 млрд. Расходы: 2015 год -138,249 млрд рублей, 2016-й — 142,235 млрд, 2017-й -151,505 млрд. Дефицит областного бюджета в 2015-2017 годах составит соответственно — 9 млрд рублей; 1,429 млрд и 1,368 млрд. Основными источниками доходов по-прежнему остаются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Власти отмечают, что расходы в 2015 году сократятся по сравнению с 2014-м на 23,329 млрд рублей из-за снижения прогнозируемого объема налоговых и неналоговых доходов и сокращения источников финансирования дефицита бюджета (заимствований и задействованных остатков средств).

Традиционно наибольший удельный вес в структуре расходов региональной казны составит соцсфера (в 2015-м — 59%): на «Социальную политику» направят 32,1 млрд рублей или 23,2% расходов, «Образование» -30,4 млрд рублей или 22%), «Здравоохранение» — 19,4 млрд рублей или 14%. Всего в 2015 году на оказание мер соцподдержки запланировано около 18,5 млрд рублей (13,4% всех расходов).

Что касается государственных внутренних заимствований Самарской области на трехлетнюю перспективу, областное руководство намерено, помимо погашения долговых обязательств, привлекать новые заимствования для покрытия дефицита казны. Планы такие: верхний предел госдолга региона не превысит 55% от общего объема доходов облбюджета без учета безвозмездных поступлений. В связи с этим напомним, по данным областного Минфина, с января по октябрь 2014 года госдолг Самарского региона вырос на 7 млрд 250 млн — с 39 млрд 639 млн до 46 млрд 923 млн. Вместе с ним подросли и коммерческие кредиты — до 10 млрд 300 млн (или 21, 95%). При этом, «помимо прочих финансовых обязательств, влияние на изменение объема госдолга оказала курсовая разница, сложившаяся по итогам девяти месяцев 2014 года по долговым обязательствам Самарской области, выраженным в долларах США, в размере 22 млн рублей».

Вице-губернатор Александр Нефёдов выразил сожаление, что колебания цен на нефть и другие внешнеэкономические и политические факторы серьезно сказываются на доходах региональной казны. «Нам предстоит работать в режиме жесткой экономии, — предупредил он чиновников. — Придется до разумных пределов сократить затраты, найти в своей работе резервы. Нагрузка на государственных служащих возрастет. При этом расходы на содержание госаппарата будут значительно сокращены».