Вопрос вывода войск РФ из ПМР «будет поставлен ребром»: Молдавия за неделю

Москва, 30 октября 2014, 08:30 — REGNUM  

«Евроинтеграция»: «В Молдавии стартовал предвыборный конкурс: кто больше попросит у ЕС». «Евразийская интеграция»: «Накал страстей „растопит“ Днестр, и будет уже не до шуток». Молдавско-приднестровское урегулирование: «Информационное обострение ситуации на Днестре перейдет в практическую плоскость».

«Евроинтеграция»: «В Молдавии стартовал предвыборный конкурс: кто больше попросит у ЕС»

Новый состав Европейской комиссии (ЕК) во главе с Жан-Клодом Юнкером приступит к работе 1 ноября, пишет NewsMaker. В ЕК не вошли многие из комиссаров, которым нынешние молдавские власти в немалой степени обязаны европейской «историей успеха» Молдавии. Теперь Кишиневу придется обзаводиться новыми «друзьями» среди еврокомиссаров. В правительстве уверяют, что позиции Молдавии в Брюсселе не ослабнут.

Окончательный состав Еврокомиссии, которая будет работать с 2014-го по 2019 год, был утвержден в конце минувшей недели на прошедшем в Брюсселе саммите глав государств и правительств 28 стран-участниц ЕС, продолжает NewsMaker. Исполнительный орган Евросоюза на ближайшие пять лет возглавил экс-премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер, сменивший на этом посту Жозе Мануэля Баррозу. Всего в составе ЕК 28 еврокомиссаров (включая председателя, а также верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности) — по одному от каждой из стран-членов. По сравнению с прежним составом ЕК, новый обновился более чем на три четверти.

Предыдущий состав Еврокомиссии был более чем благоприятным для Молдавии, пишет NewsMaker. Важнейший для Кишинева пост еврокомиссара по расширению и европейской политике соседства, который курирует «Восточное партнерство» и ассоциативные отношения с Молдавией, Украиной и Грузией, занимал чешский дипломат Штефан Фюле. С молдавским премьером Юрием Лянкэ он знаком со студенческих времен, когда они вместе учились в МГИМО. Давнее знакомство и прекрасные личные отношения в немалой степени способствовали тому, что господин Фюле стал главным идеологом европейской «истории успеха» Молдавии в Брюсселе.

В новом составе ЕК портфель еврокомиссара по расширению и европейской политике соседства перешел к австрийцу Йоханнесу Хану, продолжает NewsMaker. В качестве еврокомиссара по региональной политике в прежнем составе ЕК он не раз бывал в Кишиневе и неплохо знаком с молдавским руководством. В сентябре, будучи претендентом на пост комиссара по расширению, господин Хан заявил, что в ближайшие пять лет количество членов Евросоюза не увеличится. «Надо быть реалистами: в этот период ни один из партнеров не будет готов к вступлению в ЕС», — сказал он.

Новый глава ЕК Жан-Клод Юнкер также не скрывает скепсиса по поводу перспектив принятия в ЕС новых стран, чем отличается от своего предшественника Жозе Мануэля Баррозу, пишет NewsMaker. В своих программных заявлениях он не раз настаивал на том, что в процессе расширения надо сделать паузу. О том, что в ближайшие пять лет ЕС не станет принимать новых членов, господин Юнкер говорил не раз и с абсолютной уверенностью. Немец Гюнтер Эттингер, работавший в прежнем составе ЕК еврокомиссаром по энергетике и активно занимавшийся вопросами энергобезопасности Молдавии, теперь будет курировать сферу цифровой экономики, продолжает NewsMaker. А шведка Сесилия Мальмстрём вместо сферы внутренних дел будет заниматься вопросами торговли. И господин Эттингер, и госпожа Мальмстрём были среди ключевых фигур прежнего состава ЕК для Молдавии. Первый вел с Кишиневом переговоры по присоединению к энергетическому сообществу ЕС, а затем в конце августа открывал построенный при финансовой помощи ЕС газопровод Яссы-Унгены, призванный стать альтернативным маршрутом доставки газа в Молдавию. Тогда в присутствии господина Эттингера премьер Лянкэ обещал, что топливо начнет поступать в начале сентября, но труба пустует до сих пор.

У Сесилии Мальмстрём в плане достижений на молдавском направлении дела обстоят получше, пишет NewsMaker. Именно она курировала переговоры с Кишиневом о безвизовом режиме для граждан Молдавии, которые удалось завершить в кратчайшие сроки. Госпожа Мальмстрём, впрочем, по утверждению дипломатических источников NM, и в новой должности может быть полезной Молдавии. Кишинев, в частности, рассчитывает на европейские фонды в ходе внедрения соглашения о свободной торговле с ЕС. А вот новая сфера деятельности господина Эттингера весьма далека от интересов Молдавии.

Сменился в новом составе ЕК и еще один важный для Кишинева чиновник, продолжает NewsMaker. Пост еврокомиссара по вопросам сельского хозяйства вместо румына Дачиана Чолоша, при непосредственном участии которого разрабатывались проекты финансирования со стороны ЕС в Молдавии, займет ирландец Фил Хоган. Усилия Бухареста, желавшего сохранить за собой эту позицию, успехом не увенчались. Представитель Румынии Корина Крецу получила портфель еврокомиссара по региональной политике, который на нынешнем этапе не столь важен для Кишинева.

Молдавские власти, впрочем, не теряют еврооптимизма и уверяют, что сотрудничество с новым составом ЕК будет еще более тесным, пишет NewsMaker. «У премьер-министра Юрия Лянкэ сложились хорошие взаимоотношения с председателем Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером, который подтвердил поддержку курса евроинтеграции РМ, — сказал NM советник премьер-министра Молдавии по политическим вопросам Влад Кульминский. — Новый верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини на следующий день после своего назначения была именно в Молдавии. Комиссар Евросоюза по вопросам европейской политики соседства и расширения Йоханнес Хан побывает в Молдавии в первую же неделю своего вступления в должность».

В правительстве также указывают на укрепление позиций Молдавии в других институтах ЕС, продолжает NewsMaker. В частности, новый президент Европейского совета, экс-премьер Польши Дональд Туск известен как убежденный сторонник Молдавии и только в этом году дважды посещал республику. Кроме того, говорят собеседники в Кабмине, правительство пользуется доверием и поддержкой со стороны лидеров стран ЕС, включая канцлера ФРГ Ангелу Меркель.

Тем временем в поздравительном послании Жан-Клоду Юнкеру по случаю его избрания председателем Еврокомиссии президент Молдавии Николай Тимофти напомнил о «намерении Республики Молдова интегрироваться в большую европейскую семью», пишет NewsMaker. А лидер Либерально-демократической партии Молдавии Владимир Филат, встретившийся в Брюсселе с новым главой ЕК, уверяет, что господин Юнкер высказался за продолжение процесса расширения ЕС и выразил уверенность, что Республика Молдова, «бесспорно, станет его участницей».

Правда, по словам господина Юнкера, курс на евроинтеграцию еще необходимо подтвердить на парламентских выборах в Молдавии, намеченных на 30 ноября, продолжает NewsMaker. Продолжение интеграции в ЕС, напомним, является главным предвыборным обещанием партий проевропейской коалиции. Впрочем, и самые оптимистичные называемые властями РМ сроки интеграции страны в ЕС — к 2020 году — в любом случае, выходят за рамки мандата начинающей свою работу Еврокомиссии. Так что своим заявлением в поддержку присоединения Молдавии к ЕС господин Юнкер, по большому счету, ничем не рискует. Особенно если учесть, что победа проевропейских сил на молдавских парламентских выборах вовсе не очевидна, подводит итог издание.

Не успели Европарламент с Евросоветом назначить новый состав Еврокомиссии (он заработает уже с 1 ноября и будет действовать до 31 октября 2019 года), как к председателю ЕК Жан-Клоду Юнкеру выстроилась очередь из «бедных родственников», пишет Noi. Молдавские просители оказались в ней одними из первых.

С доживающим последние дни прежним составом Еврокомиссии во главе с португальцем Жозе Мануэлем Баррозу у официального Кишинева сложились самые что ни на есть дружеские отношения, продолжает Noi. Этому способствовали, во-первых, стратегические интересы Брюсселя. Евросоюзу с США необходимо было вырвать Молдавию из зоны притяжения России и вовлечь ее в зону притяжения ЕС. Для этого в 2008 году и была придумана программа «Восточное партнерство», логическим итогом которой стало подписание 27 июня соглашения об ассоциации между Республикой Молдова и Евросоюзом.

Для достижения этой цели на протяжении последних шести лет официальный Кишинев активно прикармливался европейской бюрократией, пишет Noi. Как с гордостью объявил в мае 2013 года тогда еще министр иностранных дел Юрий Лянкэ, с 2009 года Евросоюз удвоил объем финансирования РМ. Если в 2006-м финансовая помощь, предоставленная ЕС, составила всего 25 млн. евро, в 2007-2010 гг. речь шла где-то о 254 млн., то в 2011-2013 годах она перевалила за 600 млн. евро. А на 2014 год Жозе Мануэль Баррозу пообещал еще 131 млн евро. Не последнюю роль в этом «финансовом дожде» сыграли и личные связи ряда молдавских чиновников с официальными представителями Брюсселя. Например, одним из самых активных «адвокатов» Молдавии в прежнем составе Еврокомиссии был комиссар по вопросам расширения и европейской политике соседства, чех Штефан Фюле, учившийся вместе с Юрием Лянкэ в МГИМО.

Новый состав Еврокомиссии во главе с Жаном-Клодом Юнкером начинает работу в совершенно новых экономических и геополитических реалиях, что не может не отразиться на дальнейшем финансировании Республики Молдова, продолжает Noi. Во-первых, Брюссель сейчас оказался втянут в целый ряд бюджетно-финансовых скандалов со странами-членами ЕС, которые могут иметь далеко идущие последствия. Прежде всего, Великобританией, которая категорически отказалась перечислять в бюджет Евросоюза дополнительный взнос в 2,1 млрд. евро из-за того, что ее экономика росла более быстрыми темпами, чем прогнозировалось. «Британский вклад должен отражать увеличение благосостояния страны. Это тот же принцип, согласно которому в самой Великобритании вы платите больше налогов, если ваши доходы растут», — объяснил позицию Брюсселя представитель Еврокомиссии Патрицио Фиорилли.

В аналогичной ситуации оказались также Нидерланды, которым сейчас нужно доплатить в бюджет ЕС 642 млн евро, Италия (340 млн евро) и ряд других стран-членов, пишет Noi. Другие государства, наоборот, получат льготы в виде снижения их взносов в бюджет Брюсселя. Это касается Германии (-779 млн евро), Франции (-1 млрд. евро), Дании (-321 млн евро), Польши (-316 млн евро), Австрии (-294 млн евро). Лондон, естественно, не хочет дотировать экономики других стран из-за того, что британская экономика росла более быстрыми темпами: эти деньги есть, где потратить и в самой Великобритании. Тем более что Англия и так ежегодно перечисляет в общеевропейский бюджет 8,6 млрд. фунтов.

На прошлой неделе из-за скандала с дополнительным взносом в 2,1 млрд. евро даже был прерван саммит ЕС в Брюсселе, продолжает Noi. Ряд британских изданий пишет, что Великобритания все ближе к тому, чтобы покинуть Евросоюз. Министры финансов ЕС собираются на экстренное совещание, чтобы попытаться загладить конфликтную ситуацию.

Еще один — на этот раз «бюджетный конфликт» — у Брюсселя назревает с Парижем и Римом, пишет Noi. По новым правилам, принятым в Евросоюзе в прошлом году, члены объединенной Европы должны представлять проекты национальных бюджетов на рассмотрение Еврокомиссии к 15 октября, а ЕК обязана до конца месяца принять или отправить главные финансовые документы членов ЕС на следующий год на доработку. Такая участь (доработка) может постичь проект бюджета Франции на 2015 год. В Еврокомиссии считают недостаточными обещание правительства Мануэля Вальса сократить расходы на 50 млрд. евро, а на большее французские власти не согласны, прекрасно понимая, что это приведет к дальнейшему росту популярности евроскептиков и, в частности, «Национального фронта» Марин Ле Пен. К бюджету Италии у ЕК тоже много вопросов. В Риме опасаются, что если она вернет итальянский бюджет на доработку, это вызовет всплеск антиевропейских настроений в стране.

Так что Жан-Клоду Юнкеру и его коллегам предстоит в спешном порядке тушить разгорающиеся «пожары» недовольства стран-членов ЕС и решать вопросы с наполняемостью общеевропейского бюджета, продолжает Noi. А впереди — новые вызовы. Как предсказывают эксперты немецкого Deutsche Bank, Европа в ближайшие годы столкнется с мощнейшим оттоком капитала в истории мировых финансовых рынков. Потому что в зоне евро образовался избыток денежной массы из-за рекордно большого торгового профицита. По оценкам Deutsche Bank, профицит торговли в ЕС, то есть, положительная разница между объемом экспорта и импорта, ежегодно достигает около $400 млрд. А поскольку в Европе больше не осталось привлекательных высокодоходных активов, а денежная масса в избытке, инвесторы будут искать возможности за рубежом.

А тут еще российские продовольственные санкции, больно ударившие по экономикам стран ЕС и уже обошедшиеся в 12 млрд. евро, пишет Noi. Плюс многомиллиардные потери из-за введенных и планируемых Евросоюзом против России санкций (по подсчетам, ЕС может потерять от третьей санкционной волны в течение двух лет до 100 млрд. евро). Плюс бездонная «черная финансовая дыра» в лице Украины, которую ЕС, хочешь-не хочешь, сейчас приходится содержать. Евросоюз уже отказался одалживать Украине больше $1 млрд., чтобы помочь Киеву оплатить российский газ. Президент Румынии Траян Бэсеску, выражая мнение многих европейских лидеров, на днях раздраженно посоветовал Украине не протягивать ежедневно руку за очередной финансовой помощью, а постараться самой поработать.

Вряд ли официальному Кишиневу, с 2009 года тоже подсевшему на дотационную иглу от ЕС, в таких условиях стоит рассчитывать на значительное увеличение финансовой помощи от Брюсселя в обозримом будущем, продолжает Noi. Тем более что Евросоюз свою стратегическую задачу выполнил: вырвал РМ из сферы влияния Москвы, и политически, и экономически привязал ее к себе соглашением об ассоциации. Так что теперь евробюрократии достаточно время от времени бросать Кишиневу подачки вместо того, чтобы увеличивать финансирование РМ в разы, как того обещают некоторые молдавские электоральные конкуренты. Например, вся предвыборная программа ЛДПМ построена как раз на этом — что до 2020 года финансовая поддержка со стороны ЕС и других партнеров по развитию будет увеличена в три раза.

Слова Траяна Бэсеску, адресованные официальному Киеву, о том, что Украине пора жить своим умом и трудом, а не стоять постоянно с протянутой рукой, с полным основанием можно переадресовать и официальному Кишиневу, страдающему от той же финансовой «болезни», пишет Noi. Не успели руководящие органы ЕС назначить новый состав Еврокомиссии, как в Республике Молдова стартовал предвыборный конкурс: кто из электоральных конкурентов первым обратиться с просьбой к Жан-Клоду Юнкеру и больше у него попросит. Лидер либералов Михай Гимпу написал письмо председателю ЕК Жан-Клоду Юнкеру и еврокомиссару по торговле Сесилии Мальмстрем с просьбой отменить индикативную цену на молдавские яблоки, экспортируемые в Евросоюз. «Европейский союз отменил пошлины на ввоз молдавских яблок, поощрив, таким образом, поставки на рынки ЕС, но сохранил „минимальную цену ввоза“ (рекомендованную цену), к которой применяется НДС. Эта рекомендованная цена в 0,46 евро за кг намного превышает закупочную цену молдавских яблок, препятствуя доступу наших фруктов на рынки ЕС», — говорится в письме Михая Гимпу.

В Минсельхозе, комментируя обращение лидера либералов, дали понять, что Михай Гимпу и сам не понял, чего просит, продолжает Noi. «Когда существуют квоты, индикативная цена не применяется. Но есть такой механизм, как банковские гарантии. ЕС, таким образом, обеспечивает безопасность своего рынка, и не думаю, что Еврокомиссия согласится ради Молдавии отменить этот механизм», — заявил министр сельского хозяйства Василий Бумаков.

А вот у лидера ЛДПМ Владимира Филата была возможность лично выразить свое почтение и обратиться к новому председателю Еврокомиссии, пишет Noi. На прошлой неделе он участвовал в Брюсселе в форуме Европейской народной партии, членом которой является ЛДПМ. Во время поездки Филат пообщался и сфотографировался с Ангелой Меркель, встретил «нашего доброго друга» Жозе Мануэля Баррозу и поговорил с Жан-Клодом Юнкером. Однако, судя по сообщению пресс-службы ЛДПМ, никаких четких ответов на основные предвыборные посылы либеральных демократов (трехкратное увеличение финансовой помощи к 2020 году, получение РМ статуса страны-кандидата на вступление к 2017 году и вступление в Евросоюз в 2020 году), Владимир Филат на встрече с новым главой ЕК так и не получил. Жан-Клод Юнкер был весьма уклончив в вопросе европейских перспектив Республики Молдова. «Процесс расширения Европейского союза продолжится, а Молдавия, бесспорно, станет его участницей», — туманно заявил Юнкер.

Однако в июле при своем избрании председателем Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер очень четко и недвусмысленно заявил, что при его 5-летнем мандате новых членов Евросоюза не появится, продолжает Noi. «За пять лет не будет новых стран-членов, вступающих в ЕС. На сегодня трудно представить, что какая-либо из стран-кандидатов, с которыми мы ведем переговоры, вовремя выполнит все критерии присоединения. Ни одна новая страна-кандидат к 2019 году не выполнит эти критерии», — заявил Юнкер летом, имея в виду исключительно страны, уже имеющие статус кандидата на вступление (сейчас их пять — Албания, Македония, Сербия, Турция и Черногория). То есть, о РМ и ее вступлении в Евросоюз к 2020 году, как это обещает в своей предвыборной программе ЛДПМ, вопрос даже не стоит. Кстати, на днях в ходе форума в Бухаресте замминистра иностранных дел Юлиан Гроза признал, что ряд стран-членов ЕС сейчас настоятельно рекомендуют Кишиневу не спешить и не подавать заявку на членство в Евросоюзе, сосредоточившись только «на внедрении европейского законодательства», подводит итог издание.

«Евразийская интеграция»: «Накал страстей „растопит“ Днестр, и будет уже не до шуток»

Во время нынешней предвыборной кампании мы не в первый раз становимся свидетелями того, как западные фонды и их представители в Молдавии, объявляющие о продвижении демократических ценностей, сами бесцеремонно вмешиваются в политический процесс, продвигая идеи нужных им партий и оказывая информационное воздействие на избирателей, пишет «Панорама». Это — проверенные временем западные схемы, когда якобы независимые эксперты формируют предпочтения избирателей, вроде бы находясь за пределами партийных блоков.

Объективные данные показывают, что в Молдавии число сторонников евроинтеграции продолжает снижаться, а поддержка партий, которые объявили о курсе на ассоциацию с ЕС, катастрофически упала, продолжает «Панорама». По данным исследования, проведенного институтом Gallup, лишь 18% населения Молдавии доверяют нынешней власти, а 86% граждан считают, что в стране действует коррумпированное правительство.

По уровню ненависти населения к властям, Молдавия вошла в пятерку стран-мировых лидеров в этом вопросе. Молдаване жутко ненавидят этот режим, пишет «Панорама». Все это говорит о том, что шансы на победу у правящих партий на нынешних выборах очень малы. А поддержка России и ориентации на Евразийский союз остается стабильно высокой… Как бы сегодня не изгалялись молдавские олигархи-евроинтеграторы и их покровители из ЕС и США, придумывая все новые способы обмана молдавского общества, у них есть очень грозный враг — реальная жизнь.

А реальная жизнь заставляет молдаван, живущих за пределами Кишинева, покупать вместо угля (его цена уже приблизилась к 5000 леям (1 рубль = 0,37 лея — прим. ИА REGNUM) за тонну) полиэтиленовую пленку, продолжает «Панорама». И набивать ее на окна, чтобы не замерзнуть зимой в собственном доме. Не покупать дорогие и «качественные» европейские товары, а стоять в очереди в автолавках, которые привозят нужный в быту «ассортимент» по цене 10 леев за любой товар. И бродить под заборами у соседей и вдоль дорог, чтобы насобирать грецких орехов, которые можно очистить от скорлупы и сдать скупщикам. Других способов сейчас подзаработать, чтобы выжить, в деревне у людей практически просто нет.

30 ноября закончится «медовый период» ассоциации Молдавии с ЕС, пишет «Панорама». Напомним, что фаза реализации проекта началась 1 сентября. Самое время подвести первые итоги шумной «бессарабской свадьбы» Кишинева и Брюсселя, подводит итог издание.

Молдавские олигархи теряют ориентацию в пространстве от страха потерять власть, пишет «Независимая Молдова». Ни контроль над телевидением, ни админресурс, ни западные политтехнологи уже не работают. И тогда олигархи прибегают к последнему, крайнему ресурсу — угрозам.

Коалиция прошлась катком по пенсионерам, по педагогам, по врачам, унизила студентов и школьников, поиздевалась над сельским хозяйством и селом, продолжает «Независимая Молдова». Они обрушили банковскую систему, чтобы скрыть следы финансовых преступлений, они искусственно обвалили лей, что привело к росту цен.

Этой власти не доверяет 80% населения, пишет «Независимая Молдова». Им есть за что, и есть кого бояться. Страх этих ребят становится устойчиво патологическим, перманентным состоянием. В монологе с народом власть использует лишь угрозы. Лянкэ не так давно угрожал участникам антиправительственных протестов применением адекватных мер. Под этой размытой формулировкой тщедушный премьер скрывал отчаяние Плахотнюка. И Корман, за свою недолгую карьеру спикера, успел угрожать непонятно чем и непонятно когда. Этот дуэт становится с каждым днем все роскошнее в клоунаде. Это пушечное мясо олигархов не понимает какую заварушку заготовил им их хозяин.

За пять лет лакеи олигархов отшлифовали систему издевательств над людьми, продолжает «Независимая Молдова». Мэры от либерал-демократов и демократов отказывают в выдаче справок людям, которые голосовали за коммунистов. Их детей не принимают в детские сады. Представители местной власти напрямую угрожают увольнениями всем тем, кто не будет голосовать за их партии. Такую европейскую Молдавию строят ЛДПМ и ДПМ?

И сегодня, во время предвыборной кампании, после пяти лет тотального геноцида, Плахотнюк и Филат продолжают угрожать народу, доведенному до полной потери терпения неадекватными, негуманными, антирелигиозными «реформами», пишет «Независимая Молдова». Они признают, что готовят Молдавии «украинский сценарий». Они собираются продолжить то, что начали 7 апреля 2009 года.

Украина показала всему миру как олигархи запускают механизм гражданского противостояния, продолжает «Независимая Молдова». Как олигархи делят страну на феодальные вотчины и создают собственные армии. В этом кровавом месиве из хаоса и беспредела они чувствуют свою полную власть над народом. Надо остановить, пока еще не поздно, молдавских олигархов.

И все-таки они недооценивают силу народа, им кажется, что все происходит по их виртуальным схемам, пишет «Независимая Молдова». Угрозы порождают ненависть и желание стать свободным. Свободным от олигархов, их западных хозяев, от лжи их телевидения, от безысходности. Все эти свободы, да еще хоть немного надежды на нормальное будущее, наш народ заслужил. Поэтому мы все просто обязаны не допустить прихода к власти этой коалиции, подводит итог издание.

Беспрецедентная коррупция, помноженная на беспредельный цинизм властей, то есть самих коррупционеров, — разрушительна сама по себе, пишет «Пульс». Но это — всего лишь фон. Из ряда вон выходящее событие, которое демонстрирует нам, что власть вовсе не отказалась от идеи полной ликвидации молдавского государства: Конституционный суд, состоящий, как известно, из шести граждан Румынии, вдруг взял и объявил конституционным исключительно европейский интеграционный вектор.

Понятна вся абсурдность подобного вердикта, его противоречие не только самой конституции, не только мнению более чем половины общества, которая придерживается совершенно иных взглядов на интеграционные процессы, но и самой сути Молдавии — перекрестка народов, культур и цивилизаций, территории, на которой они всегда не враждовали, а сотрудничали, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга, продолжает «Пульс» (в действительности, Бессарабия, большую часть которой и занимает современная «Республика Молдова», как и территории, ныне входящие в соседнюю Румынию, включая собственно историческую Молдавию, на протяжении всей своей истории постоянно переходили из рук в руки, были «проходным двором» и местом конфликтов — прим. ИА REGNUM). И это, безусловно, удар по государству. Это системная разрушительная работа. Достаточно вспомнить, что это уже второе за последнее время антиконституционное решение Конституционного суда. Первым в конституцию был внесен текст декларации о независимости, который зачастую прямо противоречит конституционным нормам.

Важно понимать: постепенная, ползучая сдача молдавского государства происходит на базовом, юридическом, правовом уровне, пишет «Пульс». Не потому ли Лянкэ, который повсюду демонстрирует свою дружбу с румынским премьером Понтой и лично поддерживает его в борьбе за пост президента Румынии, ни словом, ни жестом не попытался возразить в ответ на заявления Понты о том, что «униря» (от молд. «униря» — «объединение»; в региональном политическом дискурсе употребляется в контексте присоединения Молдавии к Румынии — прим. ИА REGNUM) произойдет в 2018 году. Ну естественно, в рамках евроинтеграции Молдавии. Не потому ли граждане Румынии, засевшие в КС, объявили евроинтеграцию безальтернативным вектором? После того как поднялся скандал, в котором даже евронастроенные эксперты выразили свое, мягко говоря, недоумение этим вердиктом КС, они, конечно, заявили, что ничего подобного в виду не имели, что, мол, никакие другие интеграционные векторы в ней не запрещены. Но это — уже виляние задницей. Что написано пером, того не вырубишь топором.

Понятно и другое: это решение сугубо политическое, принятое в угоду правящей коалиции, а также Брюсселю, подсадившему коалицию Молдавии на грантовую и кредитную иглу, продолжает «Пульс». Интересно, насколько далеко могут зайти судьи КС? Признают все партии, ратующие за восточный вектор развития, неконституционными и снимут их с участия в парламентских выборах?

Конституционный суд продемонстрировал свою бесхребетность и тот факт, что легче получать указания извне, нежели брать на себя ответственность за ключевые для Молдавии вопросы, пишет «Пульс». Страна уже начинает привыкать к подобной антигосударственной некомпетентности КС. Самое интересное в этом то, что решения КС не могут быть оспорены, и обязательны к исполнению. Людей, как стадо, вынуждают двигаться туда, куда скажет пастух.

Решения КС РМ вызвали реакцию международных партнеров и главным образом на Востоке, продолжает «Пульс». Так, на минувшей неделе, российский министр иностранных дел Сергей Лавров назвал подобные действия КС вопиющими, пригрозив ответными мерами. Последствия «суда шестерых» могут сказаться не лучшим образом на Молдавии. Считая решение КС неприемлемым, Россия может начать выяснение отношений с Молдавией не как с братским народом, а как с высокомерным мальчуганом, которого непременно поставит на место. Приднестровский вопрос в этой цепи взаимоотношений без сомнений, станет еще более острым, если не ключевым. Накал страстей может «растопить» Днестр, и в этом случае будет уже не до шуток, подводит итог издание.

Молдавско-приднестровское урегулирование: «Информационное обострение ситуации на Днестре перейдет в практическую плоскость»

Кишинев, Тирасполь и Москва нашли новую точку обострения, пишет Noi. Политические аналитики не сомневаются — не без помощи Вашингтона. Еще в конце сентября министр иностранных дел РМ Наталья Герман с трибуны Генеральной ассамблеи ООН потребовала от России вывести своих миротворцев из Приднестровья. Их должна заменить международная гражданская миссия, заявила глава молдавского внешнеполитического ведомства.

А в начале октября в Брюсселе в Центре европейской политики прошел круглый стол на тему «Реформа миротворческой миссии в Приднестровье». На нем уже третий раз за год экспертная группа из молдавских специалистов (эксперты IDIS Viitorul) и их украинских коллег из Института мировой политики в Киеве представила свое исследование на заданную тему, продолжает Noi. Вывод, к которому пришли авторы, очевиден — только реформа миротворческой миссии является необходимым условием для урегулирования приднестровского конфликта, потому что превалирующую роль в ней играет российский контингент.

Реакция МИДа РФ и министра иностранных дел непризнанной ПМР Нины Штански была достаточно резкой, пишет Noi. Глава внешнеполитического ведомства Приднестровья заявила, что «целью таких заявлений и мероприятий является создание неблагоприятного информационного фона вокруг миротворческой миссии» и что «некоторые молдавские представители выполняют некий „количественный норматив“ по чьему-то заказу». А российский МИД назвал идею переформатирования миротворческой миссии на Днестре «одержимостью».

О том, что миссия военных миротворцев в Приднестровье должна быть преобразована в миссию миротворцев гражданских, президент Владимир Воронин объявил еще в 2007 году (а 18 марта 2009 года в Москве поставил свою подпись под совместным заявлением президентов Молдавии, Приднестровья и России, где отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта — прим. ИА REGNUM), продолжает Noi. В конце 2007 года он выступил с целым пакетом т.н. примирительных инициатив. Воронин согласился признать итоги приднестровской приватизации, предложил Тирасполю создать единые вооруженные силы, учредить совместное с непризнанной республикой телевидение, восстановить единую железную дорогу, упразднить пограничные и таможенные посты, сократить посты совместных миротворческих сил. А тогдашний министр иностранных дел РМ Андрей Стратан на Генеральной ассамблее ООН выступил с аналогичным нынешнему выступлению Натальи Герман заявлением. Он потребовал полного вывода российских войск из Приднестровья и замены российских миротворцев миссией гражданских наблюдателей.

Идею переформатирования миротворческой операции на Днестре подхватили и новые либерально-демократические власти Республики Молдова, пишет Noi. В конце 2011 года, выступая на заседании Совета министров ОБСЕ в Вильнюсе, тогдашний министр иностранных дел Юрий Лянкэ заявил, что Кишинев настаивает на преобразовании миротворческой операции на Днестре в гражданскую миссию с международным мандатом, а также завершении процесса вывода российских войск с территории республики. В начале 2012 года о том, что миротворческую миссию нужно менять, заявил тогдашний премьер-министр Владимир Филат. Отметился в деле переформатирования миротворческой миссии и президент Николай Тимофти. В июле 2012-го он заявил генсеку ОБСЕ Ламберто Заньеру о «бесполезности» и «опасности» миротворцев РФ в Приднестровье. По мнению Тимофти, они представляют собой «постоянную угрозу для граждан Молдавии и соседних стран».

Позиция России в этом вопросе была отмечена только одним «отливом», продолжает Noi. В 2010 году после «мезебергского сближения» тогдашнего президента России Дмитрия Медведева и канцлера ФРГ Ангелы Меркель (в меморандуме, подписанном по итогам состоявшейся 5 июня 2010 года в Мезеберге встречи тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева и канцлера Германии Ангелы Меркель, говорилось о намерении сторон рассмотреть возможность создания комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности на министерском уровне, одним из направлений работы которого должно было стать разрешение молдавско-приднестровского конфликта — прим. ИА REGNUM) стали ходить упорные слухи об инициативе Медведева — Меркель по решению приднестровского вопроса путем федерализации РМ.

Самого документа так никто и не увидел, но показательна риторика российских властей того периода, пишет Noi. Сначала президент Медведев объявил, что формат российского миротворческого присутствия в Приднестровье будет изменен. Миротворческая миссия, сказал он, будет преобразована в «мирогарантийную» и продолжит существование под эгидой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Затем глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о возможном изменении миротворческого формата. «Нужно думать и о том, как адаптировать международное присутствие к задачам, которые будут вытекать уже из плана урегулирования. Они, естественно, будут другими, а не просто заключаться в поддержании спокойствия между сторонами в регионе», — заявил Лавров.

Однако потом в Кремль вернулся Владимир Путин и «мезебергская оттепель» быстро сошла на нет, продолжает Noi. Новую позицию РФ в вопросе приднестровского урегулирования очень доходчиво объяснил постпред президента России по Приднестровью Дмитрий Рогозин. Перечисляя пять пунктов, которые должна выполнить Молдавия, чтобы у нее была гарантия общего государства, Рогозин заявил, что РМ «должна признать роль России как единственной страны, обладающей политическим и силовым авторитетом в этом регионе. И не пытаться играть в кошки-мышки, вводя в качестве посредников стороны, которым совершенно нет дела до этого региона».

А вот позиция Тирасполя в вопросе переформатирования миротворческой миссии на Днестре всегда оставалась неизменной, пишет Noi. В Тирасполе в период любого «миротворческого обострения» неизменно говорили, что менять формат миротворческой операции на Днестре «несвоевременно и недопустимо».

По большому счету, особого повода для того, чтобы ставить сейчас вопрос о смене формата миротворческой миссии на Днестре ребром нет, продолжает Noi. Но если повода нет (а его всегда можно устроить), то региональная конъюнктура как раз этому способствует. Политические аналитики не сомневаются: при активном участии США сейчас проводится целенаправленная кампания по созданию неблагоприятного информационного фона вокруг миротворческой миссии на Днестре. Отсюда и нынешнее информационное (пока еще) обострение вокруг действующей системы миротворчества. Не исключено, что в ближайшие месяцы из теоретической оно может перейти в практическую плоскость и в зоне безопасности случатся очередные «инциденты», после которых вопрос о преобразовании миссии военных миротворцев в Приднестровье в миссию гражданских миротворцев будет поставлен ребром.

Все эти действия по минимизации влияния Российской Федерации в регионе и ее выдавливания из Приднестровья перекликаются с еще одной западной "миротворческой "инициативой: на днях Евросоюз предложил установить международный контроль над украинскими границами, пишет Noi. Предполагается, что в этой миссии будут участвовать Германия, Франция и Италия. Приднестровский политолог Андрей Сафонов когда-то так прокомментировал настойчивость Кишинева, США, ЕС и Румынии в вопросе изменения миротворческой операции на Днестре: «Расчет руководства Молдавии понятен: „в случае чего“, европейские миротворцы, в отличие от российских, на ситуацию никак не повлияют, и „восстановлению конституционного порядка“ в „восточных районах Молдавии“ не воспрепятствуют». С учетом нынешней региональной конъюнктуры для этого сложился самый, что ни на есть, благоприятный момент, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо «по согласию сторон», либо «в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон».

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.