Новая историческая притча кинорежиссера Никиты Михалкова произвела большое впечатление на его коллег по режиссерскому цеху. Кустурица, Шахназаров, Панфилов — профессионалы с мировым именем дали высокую оценку очередной ленте знаменитого российского кинематографиста.

«Я был удивлен невероятным артистизмом и той художественной мощью, которая видна в каждом кадре. Это l'art pour l'art, искусство ради искусства, которое здесь служит большой народной теме», — признался обладатель множества призов главных европейских киноконкурсов, в том числе сразу двух «Золотых пальмовых ветвей» Каннского кинофестиваля Эмир Кустурица. «Никита Михалков как на большой фреске не только со всей зрелостью и силой изобразил судьбу своего народа, но искренне и с покаянием показал, что каждый народ сам себе творит зло или добро. В данном случае это выполнено в самой драматичной форме, и в форме большого искусства», — приводит его слова Lenta.ru.

Кустурица отметил, что показанные в фильме Михалкова события, особенно мученическая гибель тысяч людей, очень близки ему, поскольку в его родной Сербии после Второй мировой войны разворачивались аналогичные события, когда партизаны мучили и убивали своих оппонентов-монархистов. Но совершенно особенной показалась прославленному европейскому режиссеру любовная сцена между главными героем и героиней «Солнечного удара», которая вызвала немало споров в Рунете. «Это очень рафинированная сцена, и в ней тонко раскрыты подсознательные чувства героев. Я бы сказал, что эта любовная сцена — настоящий вклад в мировой кинематограф, так как снята весьма необыкновенным образом», — заявил Эмир Кустурица.

Знаменитый режиссер, директор «Мосфильма», народный артист и заслуженный деятель искусств Российской Федерации Карен Шахназаров посмотрел «Солнечный удар» одним из первых. «Самое главное, что отличает большого художника, — свой собственный стиль, своя манера и интонация. В этом смысле это очень михалковский фильм. Именно поэтому мне кажется, что он удался. Потому что сохранить свой стиль, свою интонацию — очень сложно. „Солнечный удар“ — это тот случай, когда знаешь, что даже если убрать титры, будет понятно, кто автор этого произведения», — рассказал ранее Шахназаров журналисту «Комсомольской правды». Отвечая на вопрос «Как все это случилось?», вынесенный на афишу и красной нитью проходящий через всю киноленту, режиссер отметил, что ответить однозначно на него невозможно. «Не эту задачу ставил автор фильма. Важна именно постановка сама по себе. А ответить на него каждый сможет сам в силу своих взглядов, понимания, движения истории. Картина не претендует на то, чтобы дать ответ. И, мне кажется, это было бы наивно. Это не есть цель художественного произведения», — пояснил Шахназаров.

Поднятая Никитой Михалковым в его новом фильме тема причин революции и Гражданской войны в России актуальна и в наше время, отметил лауреат многих российских и зарубежных кинопремий, режиссер Глеб Панфилов. «Я не берусь говорить за всех, разумеется, но то, что сегодня происходит в нашей жизни, каким-то внутренним образом очень связано с тем, о чем речь идет в фильме. Эта картина очень впечатляет сегодня именно потому, что мы еще не пережили переход от СССР к демократической России. Мы в процессе. У каждого очень много и иллюзий, и переживаний, связанных с этим. Фильм касается этих болевых точек, этих сторон нашей жизни. Я могу сказать, что Михалков сделал очень современную картину, очень нужную», — заявил режиссер в интервью «Московскому комсомольцу». По мнению Панфилова, главный герой «Солнечного удара», офицер российской императорской армии, оказался просто красивым растением, очень далеким от политики и от жизни. «В этом его проблема и проблема страны, потому что он не одинок, я полагаю. И это очень актуально, ведь позиция каждого гражданина важна, — пояснил режиссер. — Когда не делаешь ты, приходят другие и делают это по-своему. Вот печальный итог бездействия. Драматический и трагический итог».