Результаты выборов в Верховную раду 26 октября стали тяжёлым поражением для Петра Порошенко. Вместо 40% голосов, на которые рассчитывали в его предвыборном штабе, он набрал чуть более 20%. Отныне у президента Украины не остаётся иного выбора, кроме как переназначить Арсения Яценюка главой правительства. Судя по всему, «партия войны» сохранит ключевые должности в правительстве, а Порошенко не сможет контролировать деятельность МВД, Минфина и Минэнерго. Усилятся и позиции олигарха-губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского.

США сохранят все рычаги влияния на украинского президента. Яценюк и Коломойский полностью завязаны на интересы США. Опираясь на поддержку Вашингтона, они без колебаний идут на самые жёсткие меры — вооружают правых радикалов, проводят акции устрашения населения русскоязычных областей, саботируют газовые переговоры и др. Порошенко тоже несёт ответственность за кровавые события на Украине, но он в большей мере склонен к компромиссам. Во внешней политике это проявляется в том, что он не отвергает переговоров с Россией и пытается ориентироваться не только на США, но и на ЕС. Во внутренней — в том, что он пытается сформировать вокруг себя пул олигархов, не заинтересованных в переделе собственности и радикальных политических переменах.

Чтобы склонность Порошенко к компромиссам не навредила интересам США, Вашингтону нужно держать его в определённых рамках. Прямое влияние на украинское правительство — наиболее эффективный способ ограничить реальную власть президента. Достаточно вспомнить последние годы президентства Ющенко, когда главы правительства намного превосходили президента по объёму политического влияния. В случае необходимости Порошенко можно будет отвести роль «свадебного генерала»: недаром США сделали основную ставку на Яценюка ещё до свержения Януковича.

В новом правительстве «Народный фронт» Яценюка получит ключевые должности. Скорее всего, главой МВД останется Арсен Аваков. Это означает, что из силовых структур Порошенко сохранит контроль лишь над министерством обороны, находящимся в прямом подчинении у президента, и Генпрокуратурой. СБУ при Валентине Наливайченко превратилось в «филиал» разведслужб США и не зависит ни от Порошенко, ни от Яценюка. В этих условиях контроль над МВД приобретает огромное значение: обладая им, Яценюк имеет собственный силовой ресурс и значительно ослабляет влияние Порошенко в среде силовиков.

Помимо исполнения традиционных функций, МВД сейчас курирует деятельность карательных (т.н. добровольческих) батальонов. Эти батальоны лишь формально существуют в правовом поле, а фактически предназначены для решения заведомо незаконных задач. Помимо выполнения карательных функций в гражданской войне, штурмовые отряды под эгидой МВД могут использоваться для отъёма собственности, запугивания политических оппонентов, провоцирования политической ситуации. Конечно, Яценюк и стоящие за ним силы не упустят возможности использовать это в своих интересах.

Кроме того, Яценюк получил возможность назначить «своего» человека на должность министра финансов. Это сбалансирует влияние Порошенко, осуществляющего неформальный контроль над Центробанком, и позволит Яценюку полностью замкнуть на себя кредитование со стороны МВФ. В условиях развала украинской экономики доступ к крупным валютным займам значительно укрепит позиции Яценюка в отношениях с крупным бизнесом.

Успех «Народного фронта», по-видимому, не позволит Порошенко пролоббировать назначение Александра Домбровского министром энергетики. Готовя такое решение, Порошенко 13 октября назначил Домбровского советником президента по энергетике. Планировалось, что его назначение на должность министра должно усилить влияние Порошенко на процесс газовых переговоров с Россией и ЕС. Теперь же у США остаются все возможности блокировать компромиссные договорённости при помощи Яценюка и главы Минэнерго Юрия Продана. При поддержке США правительство Украины сможет продолжать «газовый шантаж», угрожающий интересам как России, так и стран ЕС.

Поражение Порошенко играет на руку и олигарху Коломойскому. Чтобы иметь большинство в Раде, Порошенко вынужден будет сотрудничать с политическими силами, имеющими тесные связи с Коломойским. Изначально Порошенко рассчитывал получить около 100 мандатов по партийным спискам и до 70-80 мест по одномандатным округам. Вместе с мандатами фиктивной оппозиции (партии Олега Ляшко и бывших регионалов) это составляло бы более 225 голосов. По замыслу Порошенко, Ляшко и бывшие регионалы из «Оппозиционного блока» не должны были войти в состав правительства, но, будучи политическими проектами союзных Порошенко олигархов (Дмитрия Фирташа и Рината Ахметова), должны были гарантировать президенту возможность блокировать любые законопроекты, не соответствующие его интересам. Этот план провалился.

Перед выборами окружение Порошенко (в лице генпрокурора Виталия Яремы) стало намекать на скорую отставку Коломойского с поста губернатора Днепропетровской области. Теперь об этом речи не идёт. Наоборот, позиции Коломойского в подконтрольных ему регионах должны усилиться. В разное время окружение Коломойского выдвигало требования об отставке днепропетровского областного прокурора Романа Федика (пользующегося поддержкой Яремы и — опосредованно — Порошенко) и председателя облсовета Евгения Удода (выходца из структур Рината Ахметова). А это — прямой путь к переделу собственности в ключевом промышленном регионе страны.

Нападки заместителя Коломойского Геннадия Корбана на Ярему сразу после выборов и ультимативное требование к президенту сместить Федика показали, что губернатор Днепропетровщины почувствовал слабость Порошенко и перешёл в контрнаступление. Одновременно с этим ушёл в отставку губернатор Запорожской области Валерий Баранов, который в августе выступил против планов Коломойского организовать «оборону» Запорожья. Новый губернатор должен быть назначен президентом по представлению премьера — и не исключено, что Яценюк выступит за передачу области под неформальный контроль Коломойского.

В целом «партия мира» потерпела на Украине чувствительное поражение, а «партия войны» усилилась. Но переоценивать значение выборов не следует. Расклад сил в украинской политике определяется в первую очередь не результатами выборов, а внешним влиянием и взаимодействием олигархов. В скором времени в украинском парламенте могут возникнуть совершенно новые политические комбинации.

Игорь Путинцев — научный сотрудник Центра научной политической мысли и идеологии (Москва), специально для ИА REGNUM