Импортные продукты, попавшие под эмбаго, производители и фермеры Приангарья активно замещают продукцией собственного производства. В большей степени изменения коснулись сыров из Европы, доля которых на рынке составляла до 30 процентов. Впрочем, в большинстве супермаркетов до сих пор можно найти продукты, произведенные в ЕС и США, их запасы еще не исчерпаны на складах ритейлеров, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В иркутских супермаркетах спустя почти три месяца с объявления ответных санкций в отношение США и Евросоюза любители деликатесов имеют возможность купить «санкционные» продукты, такие как норвежскую семгу или итальянский пармезан, правда, уже по более высокой цене. И все же ассортимент продовольствия меняется, например, в торговой сети «Слата» он изменился почти на 10%.

«Самая большая доля изменений отмечена в категории „сыры“. Доля импортной продукции, ранее составляющая 29%, теперь сократилась до 22%. Европейские, украинские и польские сыры были оперативно заменены на сыры российского и белорусского производства. Доли в товарообороте этой категории распределились следующим образом: российские — 78%, Белоруссия — 2,5%. Так, на полках магазинов в новой современной упаковке появились белорусские сыры моцарелла, проволла, проваллетта, маскарпоне, гауда, рикотта. Вырос спрос на алтайские сыры, их доля выросла в два раза по сравнению с досанкционным периодом», — сообщила ИА REGNUM коммерческий директор торговой сети «Слата» (ООО «Маяк») Елена Маркова.

В сфере общественного питания также активно заменяют импортные сыры на российские. Популярные иркутские рестораны используют продукцию местных фермеров, которые научились производить из местного молока такие сыры, как рикотта, эдем, моцарелла и другие. «Мы ощутили всплеск заявок на нашу продукцию от сетей ресторанов и стараемся удовлетворить их потребности, — рассказывает директор хозяйства „Байкальские фермы“ Мария Перевозникова. — Пока мы поставляем только в Иркутск, ведь срок хранения наших сыров довольно короткий — 3-5 дней, но иногда осуществляем единичные поставки и в другие города Приангарья, а также в Улан-Удэ».

Кроме того, в торговой сети «Слата» рассказали, что уже через две недели после ввода санкций в магазинах появилась охлажденная семга, форель, карп, осётр из Турции и России, но полностью заменить норвежскую продукцию пока не получается. В среднем, потери от ограничения поставок из Европы оцениваются в 25% товарооборота категория рыба и рыбные продукты. Впрочем, и здесь на помощь приходят местные производители. «К концу года мы планируем возобновить поставки радужной форели, выращенной на иркутской форелевой ферме», — продолжила Елена Маркова.

Поставки овощей и фруктов теперь преимущественно осуществляются из Китая, европейской части России, стран СНГ, Ближнего Востока, Латинской Америки и Северной Африки. Санкции практически не сказались на этой категории товаров. Совсем небольшие изменения коснулись и мясопродуктов. Ритейлеры моментально переориентировались на крупнейших местных поставщиков и практически полностью заместили импорт.