В Париже президент Франции Франсуа Олланд встретился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Армении Сержем Саркисяном. Как сообщает АПА со ссылкой на сайт Елисейского дворца, позже к переговорам присоединились сопредседатели Минской группы ОБСЕ, а также спецпредставитель председателя ОБСЕ.

Правда, некоторые другие ИА со ссылкой на заявление в Twitter пресс-секретаря президента Армении Армана Сагателяна сообщали, что сначала прошла встреча президентов Алиева и Саргсяна с сопредседателями Минской группы ОБСЕ Игорем Поповым (Россия), Пьером Эндрю (Франция) и Джеймсом Уорликом (США), затем Алиев и Саргсян провели в Париже переговоры один на один, и после этого в Елисейском дворце президент Франции Франсуа Олланд принял двух президентов. Но, как бы то ни было, ожидания, связанные с этим саммитом, которые подогревались политиками и экспертами, себя не оправдали.

Саммит Олланд — Алиев — Саргсян не стал триумфом дипломатии, но и не катастрофой. Просто он в очередной раз выявил достаточно сложный, неоднозначный процесс по карабахскому урегулированию. К тому же внешне его итоги выглядят выхолощенными, что просматривается в сообщении Елисейского дворца: «Парижская встреча открыла возможность для восстановления диалога между президентами Азербайджана и Армении в контексте вооруженных инцидентов, которые произошли минувшим летом в зоне конфликта и сопровождались многочисленными потерями, в том числе среди гражданского населения. Президент Олланд отметил важность снижения напряженности в зоне конфликта. Президенты Армении и Азербайджана согласились под эгидой Международного комитета Красного Креста обмениваться информацией относительно лиц, пропавших без вести. Президент Франции призвал стороны на основе соблюдения принципов международного права и основополагающих принципов, определенных сопредседателями Минской группы ОБСЕ, путем переговоров приложить усилия для ускорения процесса урегулирования конфликта. Олланд отметил также неприемлемость текущего статус-кво. Он призвал лидеров двух стран преодолеть противоречия и проявить необходимую политическую волю для того, чтобы подготовить свои народы к миру. Для продвижения в урегулировании конфликта Франсуа Олланд предложил начать работу над составлением большого мирного соглашения».

Так фактически замкнулся круг, чертить который начала бакинская дипломатия после саммита Алиев — Саргсян в Ньюпорте при посреднических усилиях госсекретаря США Джона Керри, когда было заявлено о готовности подписать «Большое мирное соглашение». Но до сих пор непонятно, имеется ли в виду разработка нового документа на базе Мадридских принципов или нечто совершенно новое. Правда, накануне французский дипломатический источник заявлял, что «Париж будет пытаться найти точки соприкосновения, которые могли бы лечь в основу „дорожной карты“ урегулирования конфликта». Но, увы, никто не знает, что это за «карта» и была ли она вообще. Поэтому нельзя исключать того, что позиция Парижа в отношении карабахского урегулирования корректировалась прямо по ходу под давлением США. Но, как справедливо подметила азербайджанский эксперт Эльмира Таривердиева, «вечные протокольные встречи без ощутимого результата в конечном итоге станут совершенно бесполезны, утратив со временем даже функцию стабилизации ситуации между сторонами конфликта». Кстати, также накануне глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, подтверждая, что «Германия поддерживает решение конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ», говорил о желании ЕС «сыграть роль в решении проблемы», и что «у нас есть ряд планов в этом направлении». Что это за планы?

Пока же начинает складывается ощущение того, что конфликтующие стороны пытаются приспособиться и действовать в новом геополитическом измерении, чтобы влиять с иных позиций на контекст саммитов и подтексты тех или иных встреч руководителей стран — сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Такая тенденция стала просматриваться после того, как Армения стала членом Евразийского экономического союза. Учитывая, что Армения одновременно является и страной — членом ОДКБ и параллельно сотрудничает с НАТО, в Баку, видимо, решили «выбить» ее с натовской позиции. То есть, учитывая осложнение отношений России с Западом из-за событий на Украине, Азербайджан может позиционировать себя в качестве союзника Запада и будет пытаться трансформировать эту позицию в сферу карабахского урегулирования. Тем более что все попытки Баку выставить перед Ереваном барьеры на пути интеграции на постсоветском пространстве не увенчались успехом.