Руководители ЕС на саммите в Брюсселе обсудили вопросы энергетики и климата на долгосрочный период до 2030 года. Рассматривались меры по защите экологии от вредных производств и выбросов, а также конкретные шаги, которые должны будут предпринять страны — участницы ЕС.

Особенно актуален этот вопрос для стран Прибалтики. Мнения местных чиновников о том, к чему приведет ужесточение экологических норм, расходятся.

Так, министр экономики Латвии Вячеслав Домбровскис заявил, что для полного выполнения требований Еврокомиссии по вопросам климата стране придётся либо полностью отказаться от автомобилей, либо ликвидировать целую отрасль сельского хозяйства (скотоводство), либо отказаться от газового отопления в жилых домах и перейти на тот вид топлива, что деликатно зовется «биомассой».

«Новые обязательства по планам климатической политики настолько объемны, что они не только негативно повлияют на конкурентоспособность нашей страны и бизнеса, но и могут потребовать абсурдных решений. Требования загоняют такие страны, как Латвия, обратно в каменный век», — констатировал Домбровскис перед началом саммита.

У первых лиц государства больше оптимизма. В первый день работы саммита премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма сказала, что страна отвоевала для себя более благоприятные условия, чем предполагалось изначально. Страуюма считает, что соглашение можно считать «хорошим», и особенно важно то, что «достижение поставленных целей будет гибким», то есть будет дано определенное время для перестройки.

Лидеры ЕС договорились, что более бедные страны смогут сокращать объем парниковых газов медленнее. Латвия получит преимущество в системе торговли квотами на выбросы, то есть в сельском хозяйстве и транспортной отрасли. Общая цель для ЕС- сократить до 2030 года выбросы на 43% по сравнению с 2005 годом, но реально Латвии нужно будет стать «чище» лишь на 10%.

Впрочем, не все эксперты полагают, что это сильно меняет дело. Сейчас объем выбросов парниковых газов в Латвии находится почти на том же уровне, что в 2005 году. То есть все сокращения еще впереди.

Вместо того, чтобы защищать национальные интересы, латышские чиновники в очередной раз «взяли под козырек», констатирует экономист Евгения Зайцева. «Это менталитет холопов, лакеев. Раньше чиновники были холопами Москвы, теперь стали холопами Брюсселя. Поменялся адрес, больше не поменялось ничего», — отмечает эксперт.

Одним из возможных способов решить энергетические проблемы без большого ущерба для экологии было строительство газотеплоэлектростанции в партнерстве с «Газпромом», напоминает Зайцева. От этой идеи отказались по политическим мотивам. Теперь для того, чтобы соответствовать экологическим стандартам, понадобится ликвидировать самые грязные выбросы, в том числе отопление углем и деревом, но никто не понимает, как сильно это скажется на экономике страны: министерство экономики осваивает средства европейских фондов и при этом не владеет никакой аналитикой, добавляет экономист. «В общем, отказ от своих интересов плюс бардак, а чиновники берут под козырек», — резюмирует эксперт.

Европа ужесточает экологические нормы по всем отраслям экономики, и на более слабые страны это производит угнетающее воздействие, говорит экономист Дмитрий Кумановский. Эти страны (включая страны Прибалтики) вынуждены все время «догонять» старших, занимать деньги для того, чтобы иметь возможность догонять, жить в долг. В результате технологический разрыв лидеров (Германии и Франции) и аутсайдеров возрастает, а деградация слабых экономик усугубляется.

Например, с января 2015 года начнут действовать новые правила для судоходства на Северной Балтике. Необходимо перейти с мазута на дизель или газ, что значительно удорожает процесс перевозок. Некоторым компаниям придется инвестировать огромные средства в переоборудование. Другие просто уйдут с рынка. В этом, как считают оппоненты европейской стратегии, и есть цель: изображая заботу об экологии, сверхжесткими методами выдавить с рынка конкурентов.

В то же время экология, разумеется, играет не только риторическую, но и практическую роль. Всем понятно, что климатическая проблема существует. Другой вопрос — с какой скоростью и какими методами ее решать. Принудительное создание рынка для инновационной продукции и выдавливание мелких конкурентов из менее богатых стран — метод весьма сомнительный.

Сторонники агрессивной модернизации объясняют это так: Европу, как и всех остальных, к экологическому прогрессу нужно волочь принудительно и за шиворот, иначе никогда ничего не получится.

Но пока для Прибалтики борьба за экологию приносит исключительно вред. Уже состоявшееся закрытие отрасли машиностроения, атомной электростанции и много чего еще никак не соответствовало практическим экономическим интересам Эстонии, Латвии и Литвы. Эксперты напоминают, что, например, у Латвии осталось только сельское хозяйство и финансовая сфера, причем эта последняя полностью контролируется Швецией.

Деньги на модернизацию брать по большому счету неоткуда, но это не мешает премьер-министрам не просто соглашаться с очередными идеями ЕС, но и всячески их нахваливать. Отчасти это объясняется тем, что балтийские политики не вполне свободны. Отчасти — их искренним желанием быть частью Европы, а значит, не просто принимать все веяния, идущие из Брюсселя, но принимать их с горячей радостью.