"Эволюция имиджа".

("АиФ на Енисее", 26.11.03, Александр Чернявский)

В сентябре в Красноярске прошла всероссийская конференция лучших пиарщиков страны. Центральной темой обсуждения стала репутация регионов. Это не просто вопрос имиджа. В последние годы резко возросла конкуренция субъектов РФ, которые бьются за федеральные трансферты, целевые многомиллиардные программы, внимание состоятельных зарубежных и отечественных инвесторов. Репутация в этом контексте становится одним из важнейших факторов и конкурентных преимуществ. Правильно выстроенный имидж региона нередко оказывает решающее влияние на принятие "сильными мира сего" тех или иных стратегических решений.

Красноярский край за последние 10 лет пережил разные эпохи. В девяностые годы нашим регионом не брезговали первые лица ведущих государств мира, в эпоху опального генерал-губернатора Александра Лебедя край старались обходить стороной федеральные чиновники даже среднего звена. При Александре Хлопонине Кремль сменил гнев на милость, что сразу сказалось на количестве и статусе VIP-персон, побывавших на берегах Енисея за короткое время. Однако главным индикатором репутации является все-таки не количество министров, посетивших тот или иной регион за год, а в первую очередь успехи собственных "звезд". Например, по такому показателю, как "упоминание России в зарубежных СМИ", в первой десятке самых известных людей страны наряду с Владимиром Путиным и олигархами постоянно упоминаются спортсмены - Анна Курникова, Гарри Каспаров, Павел Буре и другие "звезды". В Красноярском крае дефицита знаменитостей, слава Богу, тоже никогда не наблюдалось.

НА ОЛИМПЕ

В МОСКВЕ на минувшей неделе состоялось награждение лауреатов премии "Российский национальный Олимп". Премией отмечаются достижения и успехи лучших людей страны. В номинации "политическая личность года" победил наш депутат Госдумы Валерий Зубов. Ему был вручен диплом, знак "Золотой Олимп" и орден "За честь и доблесть". Среди самых ярких личностей 2003 года были названы также основатель крупнейшей в мире научной хирургической школы Борис Петровский, который признан "человеком-эпохой", заслуженный спасатель России Андрей Легошин стал "национальным героем", а президенту Российской академии художеств скульптору Зурабу Церетели присвоили титул "суперзвезды".

В интервью "Авторадио" Валерий Зубов заявил: "Для меня лично - честь находиться в числе таких лауреатов, как, например, выдающийся композитор Тихон Хренников. Кроме того, награждение - это еще один повод для позитивного упоминания Красноярского края. Думаю, что свою роль в решении жюри сыграли мои законы по накопительной пенсионной системе и по противодействию легализации незаконно полученных доходов. Видимо, оказала влияние и моя позиция по межбюджетным отношениям".

Валерию Михайловичу откровенно не повезло с моментом награждения. В разгар предвыборной кампании подобное событие недоброжелатели однозначно расценят как PR-акцию, хотя председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, возможно, как никто другой из современных красноярских политиков, заслуживает этой награды.

КРАСНОЯРСКАЯ "СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ"

ИМЕННО при Зубове краевая власть впервые стала серьезно заниматься выстраиванием имиджа региона. В самые трудные годы реформ прогрессивный губернатор решился на проведение музыкального фестиваля стран Азиатско-тихоокеанского региона и чемпионата мира по вольной борьбе. В психологическом отношении это были самые сложные проекты тогдашней администрации края. Многие и сейчас не понимают, что подобные веши напрямую работают на экономику региона. Хотя еще в семидесятые годы имиджем региона серьезно занимался легендарный первый секретарь крайкома КПСС Павел Федирко. Его лозунг: "Превратим Красноярский край в край высокой культуры" стал мишенью для остряков, а зря. Федирко тоже исходил из экономической целесообразности. Чем привлекательнее край в культурном отношении, тем больше у него экономических перспектив, тем больше талантливых людей захотят связать с регионом свою судьбу. Из этого посыла родилась идея проведения чемпионата мира по борьбе. Краевая власть определяла те "точки роста", которые позволяют заработать положительный имидж региона. По сути, эти проекты стали капитальными вложениями в будущее региона. Чемпионат мира и музыкальный фестиваль продвигали регион на мировом рынке.

Многие депутаты ЗС, например, впрямую тогда говорили, что проведение чемпионата мира в такое тяжелое время -неоправданная роскошь. Но контраргумент исполнительной власти был прост: почему в 1941 году в Ленинграде проводился матч по футболу, почему Шостакович написал во время блокады свою знаменитую Седьмую симфонию? Людям, которым трудно, нужно верить, что они играют за ту команду, которая выигрывает. Очень важно в экономических протуберанцах проблем почувствовать, что мы не выживаем, а живем.

Другими куплетами из этого гимна уверенности в перспективах нашего края стали проекты освоения трансполярных авиатрасс, строительство метро и освоение Нижнего Приангарья. Многие в мире впервые узнали о Красноярском крае в 1997 году - во время исторической встречи российского президента Бориса Ельцина и японского премьер-министра Рютаро Хасимото...

ЗВЕЗДА СВЕРКАЛА ОДИНОКО

НЕ ЗАБЫВАЛ мир о Красноярье и после прихода к власти в крае Александра Лебедя. В те годы Александр Иванович многими в мире рассматривался как возможный преемник слабеющего Ельцина, а потому его шаги на посту губернатора очень внимательно отслеживали не только в Кремле, но и в столицах ведущих стран мира. Но "звездность" Лебедя заслонила сам край, который многими в России стал восприниматься не более как территория-придаток, на которой правит перспективный генерал-губернатор. Колючесть Александра Ивановича и управленческие ошибки (в частности, его на редкость скандальные замы) превратили край в зону повышенного политического риска. Обещанные Лебедем во время предвыборной кампании инвестиции так и остались словами.

Огромный вред имиджу края нанесло противостояние губернатора и Анатолия Быкова. На переломе тысячелетий из региона, который дал России Виктора Астафьева, Дмитрия Хворостовского и Сергея Ломанова, Красноярский край внезапно превратился в место алюминиевых войн, непуганых олигархов и политических склок. Не удивительно, что в 2000 году Красноярск проиграл борьбу за звание столицы Сибирского федерального округа, хотя, по справедливости, имел куда больше оснований претендовать на этот статус, чем провинциальный Новосибирск. А статус "малой столицы" его носителю дает вполне ощутимые лоббистские преимущества. Но этот раунд красноярцы, увы, проиграли.

Губернаторские выборы 2002 года тоже дали мало поводов для упоминания края в позитивном контексте. Скандалы и грязь вроде бы давно уже стали тривиальной приметой любых избирательных кампаний в России, но Красноярск выделился даже на этом безрадостном фоне. Судьбу выборов в нашем крае в конце концов пришлось решать президенту страны Владимиру Путину!

РЕЙТИНГ ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ

НАДО отдать должное новой команде, оказавшейся у руля в крае. Члены этой команды с самого начала озаботились восстановлением доброй репутации Красноярского края. Уже в декабре прошлого года самый авторитетный российский еженедельник "Эксперт" называет Хлопонина "человеком года". Несколько недель назад администрация Красноярского края заняла высокое 7-е место в общероссийском рейтинге профессиональных репутаций региональных администраций. В Сибирском федеральном округе команда Александра Хлопонина и вовсе признана лучшей.

Результатам опроса можно доверять. В отличие от всяческого рода парадных и "заказных" хит-парадов этот рейтинг составляла авторитетная ассоциация менеджеров РФ. Управленцев оценивали 450 экспертов. Они анализировали способность руководителей российских регионов создавать благоприятный экономический климат и условия для роста, а также их личную деловую репутацию. В процессе подготовки рейтинга был сделан упор именно на деловую репутацию, а не просто на профессионализм, что позволило более объективно оценить кандидатов.

В прошлом году краевые чиновники заняли в этом рейтинге только 15-е место, а в СФО - были вторыми. Прогресс налицо, однако высокая репутация управленцев Хлопонина не равнозначна общей репутации Красноярского края. Седьмой ежегодный рейтинг "Эксперт РА" выявил, что политическое долголетие губернаторов определяется прежде всего успехами по формированию инвестиционного климата. По данным журнала "Эксперт", по итогам 2002 года мы занимаем в России только 24-е место в рейтинге инвестиционной привлекательности. Из наших соседей мы уступаем новосибирцам, кемеровчанам и Алтайскому краю.

ОТ "ТЭФИ" ДО ГОСДУМЫ

К ТОМУ же не только экономикой жив регион. Бесспорны заслуги мэра Красноярска Петра Пимашкова по преобразованию облика краевого центра. Недаром уже несколько лет подряд Красноярск занимает призовые места во всероссийском конкурсе городов страны. Из последних значимых успехов красноярцев на всероссийском и международном уровне стоит отметить завоевание "Енисеем" в 2001 году престижнейшего Кубка европейских чемпионов по хоккею с мячом, победы юных шахматисток на международных турнирах, награждение в 2002 году Сергея Кима общенациональной телепремией "ТЭФИ" в номинации "Лучший ведущий информационной программы". Жаль, что в нынешнем году эта телевысота не покорилась Марине Добровольской, которая также номинировалась на "ТЭФИ"... В сентябре в Красноярске прошел чемпионат России по шахматам, вторую жизнь получили некогда очень популярные детские соревнования "Белая ладья". Мы привлекли к себе внимание не только в нашей стране, но и в мире.

Очевидно, что эти победы - только первые шаги по построению позитивного краевого имиджа. Отдельные успехи выдающихся людей не отменяют создания долгосрочной PR-стратегии по продвижению брэнда Красноярского края на всероссийский и мировой рынок. Заместитель губернатора Юрий Олейников считает, что краю, безусловно, "нужна легенда, но виртуальный образ должен быть близок к реальности". Не исключено, что, когда реальность "созреет", начнется крупномасштабная PR-кампания, которая будет иметь весьма позитивные последствия для региона.

Пока же нам нужно выбрать достойных людей в Государственную Думу. Красноярские депутаты, представляющие край в федеральном парламенте, играют не последнюю скрипку в продвижении позитивного имиджа края. К сожалению, до недавнего времени большинство депутатов с берегов Енисея с этой ролью справлялись очень плохо. Только отдельным нашим депутатам удавалось продвинуться на серьезные публичные посты: Петр Романов стал вице-спикером от КПРФ, а Валерий Зубов возглавил один из самых важных комитетов Госдумы. Уже завоеванные позиции необходимо сохранить. Но масштабы нашего края заслуживают большего.

"Бюджетный прогресс".

("Красноярский рабочий", 27.11.03)

Каждую осень Законодательное собрание края приступает к рассмотрению самого значимого документа - о краевом бюджете на следующий год. В этот раз его обсуждению предшествовало принятие закона, который напрямую будет влиять на формирование краевой казны как на 2004-й, так и на последующие годы. Речь идет о законе "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае". Этот документ с малопонятным для большинства красноярцев названием - качественно новое слово в бюджетном процессе за все десять лет существования краевого парламентаризма. Пожалуй, аналогов ему в региональном законодательстве России нет, и в этом смысле Красноярский край снова оказался в числе лидеров. Давайте попробуем разобраться, что же это за межбюджетные отношения, которые регулирует новый закон.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

На территории края более 500 муниципальных образований разного уровня (районных, городских, внутрирайонных).

17 территорий края наделили внутрирайонные муниципальные образования самостоятельными бюджетами.

В обсуждении закона "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае" приняли участие 87 муниципальных образований.

Проект краевого бюджета на 2004 год размещен на официальном сайте Законодательного Собрания (www.legis.krsn.ru).

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ НЕОБХОДИМЫХ ТЕРМИНОВ

С учетом того, что предмет сегодняшнего разговора изобилует специальными терминами, мы решили дать краткие толкования наиболее часто употребляемых.

Бюджет края - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственных органов власти края.

Местный бюджет - бюджет для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы края.

Дотация - средства краевого бюджета, предоставляемые местным бюджетам на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция - средства краевого бюджета, предоставляемые местным бюджетам на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов.

Субсидия - средства краевого бюджета, предоставляемые местным бюджетам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Нормативы отчислений - зафиксированная в процентном отношении часть налоговых доходов консолидированного бюджета, передаваемая в местные бюджеты.

Фонд финансовой поддержки (ФФП) - средства вышестоящих бюджетов, предназначенные для оказания помощи бюджетам нижестоящего уровня. Образуется за счет процентных отчислений от поступающих доходов.

Трансферт (применительно к бюджетной сфере) - перевод средств в бюджеты нижестоящих уровней из ФФП регионов.

Александр Усс, председатель Законодательного Собрания края: "Принятие закона, действительно, важное событие, которое резко поднимет значимость муниципальных образований и ответственность их руководителей за положение дел на местах. В законе есть шероховатости, и это понятно - все крупные дела происходят болезненно и трудно. Будем надеяться, что в процессе реализации закона этих трудностей будет не так уж много. Гарантией того, что закон не ухудшит финансовое положение экономически развитых территорий, в том числе Красноярска, является поправка, принятая депутатами по инициативе Юрия Абакумова".

Анатолий Ромашов, заместитель председателя ЗС: "Принят первый закон о системном подходе к решению важнейших вопросов экономики края. Он поможет нам научиться управлять территориями".

Александр Новак, заместитель губернатора, начальник главного финансового управления: "Революционность закона заключается в следующем: всем муниципальным образованиям будут установлены долгосрочные нормативы, которые должны стимулировать местные власти самостоятельно увеличивать свою доходную базу".

НЕ НАДО БОЛЬШЕ ОБИВАТЬ ПОРОГИ

Итак, край имеет собственный краевой бюджет. Он формируется, утверждается и управляется государственными органами власти - Законодательным Собранием, Советом администрации края. Муниципальные образования - города, районы, села - имеют собственные бюджеты, распоряжаются которыми органы местного самоуправления. И краевой, и местные бюджеты самостоятельны, но не автономны. Большинство муниципальных образований без поддержки краевого бюджета не сможет обеспечить жизнедеятельность на своих территориях - они убыточны. Лишь Норильск, Красноярск и Северо-Енисейский район в состоянии не только себя прокормить, но и другим помочь. Такие территории принято называть донорскими, хотя сегодня это понятие Федерация отвергает. Так вот, отношения органов госвласти и органов МСУ, возникающие в связи с разграничением доходов, распределением совместно финансируемых расходов и оказанием финансовой помощи местным бюджетам, и есть межбюджетные отношения.

Чтобы понять новаторскую сущность закона, достаточно вспомнить, как главы городов и районов все прошедшие десять лет обивали пороги краевого финуправления, доказывая необходимость выделения им, и только им, энных сумм. Но "пробивная способность" людей различна. Кому-то скажут "нет" - он развернется и уйдет. А кто-то, как в той поговорке, - "его в дверь - он в окно". И как велик соблазн поощрить финансовыми вливаниями бюджеты послушных, лояльных глав и проигнорировать просьбы чересчур самостоятельных в суждениях. Человеческий фактор, знаете ли.

Новый закон этот человеческий фактор сводит к нулю. Важнейшими принципами межбюджетных отношений становятся, во-первых, закрепление между краевым и местными бюджетами единых нормативных отчислений от налоговых доходов всех уровней: местных, краевых и даже федеральных (регулирующих). Во-вторых, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с краевым. В-третьих, применение единой методики распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Закреплены и другие не менее замечательные принципы: выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, взаимная ответственность, открытость, гласность.

НОРМАТИВЫ

Что это такое? Речь идет о части налогов, которые передаются из консолидированного бюджета края в местные бюджеты. При этом проценты, или нормативы, остаются неизменными в течение трех лет. За это время они не могут быть уменьшены. А это означает, что, чем эффективнее будет работать местная власть над пополнением налогооблагаемой базы, тем больше денег будет оставаться в конкретной территории.

Приведем простой пример. Условно говоря, город N за год перечислил в консолидированный бюджет края 10 миллионов рублей от налога на прибыль. 40 процентов (норматив) передаются обратно в местный бюджет, а это 4 миллиона. В следующем году сумма налога составила 20 миллионов, а еще через год - 30. Соответственно в бюджет города N возвращается 8 и 12 миллионов рублей. Это касается и самого стабильного налога - на доходы физических лиц, и ряда других. Только нормативы на разные виды налогов разные. На одни - 20 процентов, на другие - 40, а на часть налогов и вообще все 100. Есть смысл муниципальным образованиям работать над увеличением доходной части своего бюджета? Очевидно.

Есть и еще одно законодательное новшество: между краевым и местными бюджетами разграничены совместно финансируемые расходы. Например, финансирование междугородных перевозок закрепляется за краевым бюджетом, внутрирайонных - за местным; мероприятия по землеустройству и землепользованию - за краевым, инвентаризация земель внутри муниципальных образований - за местным. Охвачены все виды расходов, от строительства до социальной сферы. Наверняка практика применения закона заставит вносить дополнения и поправки в такое распределение, но депутаты к этому готовы. Вот что говорит по этому поводу председатель постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества краевого парламента.

Алексей КЛЕШКО:

- Впервые в практике краевой законодатель и администрация края четко разделяют зону ответственности краевого и местных бюджетов. Конечно, предлагаемый в законе перечень потребует доработки, но первый шаг сделан. Мы договорились с Советом администрации, что уже в первом полугодии следующего года с учетом мониторинга конкретизируем эту таблицу. Причем она будет доведена не только до городов и районов, но и до сельсоветов.

КАЗНА ИЛАНСКОГО, СТРЕЛКИ, СЫМА...

Закон о межбюджетных отношениях выделяет три уровня муниципальных образований, для которых распределяются нормативы. 1-я группа - краевые города, 2-я - районы края и 3-я - внимание! - муниципальные образования в границах районов. То есть теперь за малыми городами, селами и поселками, если в них организовано местное самоуправление, край законодательно закрепил не только право на самостоятельный бюджет, но и источники, которые будут этот бюджет наполнять. В свете грядущей реформы местного самоуправления значение нового закона приобретает совершенно новый, не только финансовый, но и общественно-политический смысл. Край на равных признает право органов местного самоуправления на самостоятельные бюджеты, на распоряжение собственными средствами.

- Сегодня только 17 территорий края наделили свои сельсоветы и поссоветы самостоятельными бюджетами,- замечает А. Клешко.- Остальных "держат на смете". Мы впервые закрепляем нормативы за сельсоветами, поселками, районными городами. Это тяжелый процесс. 473 поселковых образования в крае фактически находятся в вассальной зависимости от районных глав. Лояльным подкинут средств, неугодных держат в черном теле. Примеров десятки. Закон помимо прочего впервые выступает в защиту поселенческого уровня местного самоуправления.

Юрий АБАКУМОВ, председатель постоянной комиссии ЗС по законности, правопорядку, защите прав граждан и информационной политике:

- Как можно говорить о самостоятельности местного самоуправления, если не дать ему никаких финансовых основ? Задача закона как раз и состоит в том, чтобы дать эти основы. Есть очень интересные отклики на проект закона. Глава Березовского района Сергей Хруль предлагает пересматривать полномочия между районом и поселениями, потому что у них появляются нормативы, появляются деньги. В Воскресенке, в Маганске, в других деревнях и поселках уже сегодня есть значительная финансовая база. Поэтому еще раз подчеркну, что закон не только устанавливает стабильные нормативы, но и предоставляет финансовую самостоятельность местному самоуправлению.

ФОНДЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ, ФОНДЫ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ

Новый закон формирует в краевом бюджете четыре фонда, работающих в рамках межбюджетных отношений. Самый значительный по объему и по значимости возложенных задач - фонд финансовой поддержки муниципальных образований. Его размер эквивалентен 40 процентам доходов краевого бюджета от четырех крупных налогов: на доходы физических лиц, на имущество предприятий, на имущество организаций, земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков. Средства фонда будут предоставляться в виде дотаций муниципальным образованиям на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Именно за деньги из этого фонда "воевали" между собой главы администраций.

Впервые за все время закон о межбюджетных отношениях утвердил методику распределения средств ФФП. В параметры расчетов включены все необходимые данные: площадь территории, количество и структура населения, размер фонда оплаты труда и средней заработной платы, объем розничного товарооборота, транспортная составляющая и т. д. Цвет глаз и ораторские способности "ходоков" за помощью из краевой казны в расчет не принимаются.

Помимо ФФП существуют фонд компенсаций - для финансирования государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; фонд софинансирования социальных проектов; фонд муниципального развития, средства которого предоставляются с целью долевого финансирования инвестиционных проектов в социальной сфере и ЖКХ. Обязательным критерием для отбора является долевое участие муниципального образования в финансировании проектов.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: БОЛЬШИНСТВО "ЗА"

Для местных бюджетов новый закон на три года гарантирует стабильные нормативы налоговых доходов, зачисляемых в консолидированный бюджет края. Проще говоря, в течение этого немаленького периода органы местного самоуправления будут заинтересованы увеличивать доходную часть своих бюджетов: никто не изымет средства сверх установленного норматива. Это и другие положения закона очень понравились главам МСУ.

Александр Новак, глава Дивногорска:

- С 1997 по 2001 год нормативы отчислений по Дивногорску сократились в пять раз. Как хорошо бы мы ни работали по наполнению бюджета - а работали мы хорошо, доходная часть составляла не меньше 118 процентов, - главное финансовое управление сокращало фонд финансовой поддержки. В ноябре-декабре прошлого года, простите, лысина потела: где взять деньги на зарплату, рассчитаться с энергетиками, решить другие экстренные вопросы? В 2000 году доработались до того, что городу от налога на прибыль оставляли 1 процент! Какой интерес мне как главе города заниматься экономикой территории, предприятий города? Да никакого! Как ни старайся, все равно деньги изымут. Поэтому я обеими руками за такой закон.

Игорь Жуков, глава Сосновоборска:

- Необходимость разработки и принятия закона о межбюджетных отношениях возникла не вчера и не сегодня. Если бы этой работой занялись лет пять назад, многих негативных явлений, которые существуют сегодня, удалось бы избежать. Как мне кажется, закон дает два важных плюса. Первое - это исключение всякого рода влияния личностного и субъективного фактора как на стадии формирования бюджета, так и на стадии его исполнения. Этот самый фактор я и многие другие главы на себе испытали. Как подводятся итоги года, так обнаруживается, что не самые бедные территории использовали фонд финансовой поддержки на 120-130 процентов от запланированного, а неблагополучные, кому бы помочь, дай бог, чтобы выбрали процентов 70. В нынешнем году Сосновоборск впервые финансируется вовремя и в полном объеме. Второй плюс - это то, что закон дает равные стартовые возможности для всех территорий. Конечно, практика его применения выявит немало проблем, но их можно будет решать в рабочем порядке. И в любом случае решить их будет легче, чем те, с которыми мы боремся, не имея законодательно закрепленных принципов межбюджетных отношений.

За пять месяцев с момента принятия закона в первом чтении в Законодательное Собрание поступили предложения от 87 муниципальных образований. Это Ачинск, Красноярск, Норильск, Сосновоборск, Партизанский, Новоселовский, Кежемский и другие районы. Большинство замечаний было учтено в самом тексте закона и, самое важное, в методике расчетов. В августе в Березовском районе состоялось совещание с участием депутатов и глав муниципальных образований, по результатам которого также был внесен ряд изменений в проект. Это не значит, что закон сразу решит все проблемы, но для того, чтобы его опробовать, нужно "войти в эту воду". В ходе реализации будут видны какие-то недочеты. В бюджете на 2004 год заложен стабилизационный фонд, чтобы можно было в течение года корректировать ситуацию.

КРАСНОЯРСК СОМНЕВАЕТСЯ

Красноярск, равно как Норильск и Северо-Енисейский район, не только зарабатывает деньги самостоятельно, но и в определенной мере формирует доходную часть краевого бюджета. Оно и понятно, на территории этих административных образований сосредоточено подавляющее большинство промышленных предприятий-налогоплательщиков. Хотя не стоит занижать и управленческие качества местных муниципалитетов.

Закон о межбюджетных отношениях, по мнению председателя Красноярского городского совета Владимира Чащина, уравнивает краевой центр с самыми отдаленными дотационными районами.

- Главный вопрос, который нас беспокоит,- говорит он,- это то, что предлагаемый проект закона коренным образом изменит структуру доходов города - уменьшится доля собственных доходов и определится доля финансовой помощи, которую Красноярск никогда не получал. Введение такой нормы, прошу меня извинить, является унизительной процедурой с учетом доходной части бюджета города и того, как мы участвуем в формировании краевого бюджета. Безусловно, и у администрации города, и у городского совета есть недоработки именно по наполнению доходной части, по стимулированию экономики. Над этим нужно серьезно работать. Но ставить нас в такое положение, когда мы будем регулярно обращаться за финансовой помощью... Красноярск является административно-политическим центром края. И то же время его статус как центра края не урегулирован до сих пор. В 2002 году город недополучил из краевого бюджета 1 миллиард рублей, в том числе 200 миллионов на заработную плату, около 450 миллионов для расчетов с энергетиками. И этот миллиард нам никто не собирается возмещать, о нем никто уже и не вспоминает. Бюджет на 2003 год был сформирован таким образом, что у города выпадающие доходы составили более миллиарда рублей. Мы понимали ситуацию: прошли выборы, начал работать новый губернатор. Красноярску порекомендовали немного "поджаться", дескать, в 2004 году интересы города будут учтены более полно. Однако представленный проект бюджета на 2004 год говорит об обратном - показатели почти на 40 процентов меньше. По нашему мнению, необходимо установить для Красноярска индивидуальные нормативы. Например, вместо финансовой помощи увеличить норматив отчисления от налога с доходов физических лиц с 40 до 53 процентов.

НОРИЛЬСК - ЗА КОНТРОЛЬ

Аналогичная ситуация складывается и в других крепких территориях. Однако депутат Законодательного Собрания края норильчанин Валерий Семенов убежден: без этого закона органы местного самоуправления не могут смотреть в будущее.

- При утверждении бюджета, особенно когда дело доходит до распределения фонда финансовой поддержки, у нас всегда начинаются войны - кто больше возьмет, - отмечает он. - Поэтому долгосрочные нормативы для каждой территории станут стимулом для работы. Позиция города Красноярска мне понятна. Но ведь подобные вопросы могут поднять многие территории. Мне, например, есть что сказать в защиту Норильска, который практически является моноструктурой всего краевого бюджета. Тогда придется дифференцировать нормативы и для Минусинска, и для Иланского района. И тем самым будет сломан принцип единых нормативов, концепция всего закона. Я думаю, этого делать не нужно. Если какая-то территория не согласна, у нас ведь есть Счетная палата, которая может в каждом муниципальном образовании проверить базу налоговых поступлений, бюджетную обеспеченность. Давайте посмотрим, как и куда расходуются деньги. Тогда можно будет с уверенностью говорить, насколько объективны нормативы, предлагаемые администрацией края. В том, что Красноярск возражает против финансирования через фонд финансовой поддержки, я вижу два момента. Первый -столица края становится дотационной. Второй - ужесточается контроль. Средства ФФП, естественно, контролируются намного строже, чем деньги, которые бы оставались у территории в виде нормативов. Но, на мой взгляд, контроль - это неплохо.

ПОПРАВКА АБАКУМОВА

И все же депутаты не стали с единой меркой подходить к территориям с разной наполняемостью бюджета. За теми городами и районами, где налоговая база перекрывает бюджетные нормы, теми, которые ранее не получали дотаций из ФФП в силу собственной финансовой самостоятельности, закон закрепил дополнительные нормативы. Эту поправку внес Юрий Абакумов, и все остальные депутаты ЗС его поддержали. Потому что так более справедливо.

- Мы установили - средства фонда финансовой поддержки заменяются нормативами,- говорит Абакумов. - Это уже не финансовая помощь. Хотя из других фондов - компенсации, муниципального развития, софинансирования - в случае необходимости эти территории могут получать дотации.

- Поправки сформулированы таким образом, что они коснулись не только Красноярска, но и территорий двух типов,- добавляет Клешко.- К первому относятся те, которые до вступления закона в силу не получали средств из ФФП. Их все знают: Красноярск, Северо-Енисейский, Норильск, Ачинск и Большеулуйский район. Вторые - те, которые, развивая собственную базу, выходят на самообеспечение. Здесь мы предлагаем - если вдруг возникнет необходимость в помощи ФФП, она может быть заменена временным нормативом. Это не противоречит Бюджетному кодексу.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

Итак, закон "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае" принят. С его учетом формируется сегодня краевой бюджет на 2004 год (он уже активно обсуждается на заседаниях постоянных комиссий Законодательного Собрания). Как теперь будут складываться финансовые отношения в крае, даст ли новый закон толчок к развитию местного самоуправления, станем ли мы жить хоть немного стабильнее и увереннее? 2004 год покажет. Но руководители государственных органов края уже сейчас уверены: да, в крае формируется качественно иной подход к управлению, в том числе финансовому.

Подготовлено управлением по информации и связям с общественностью Законодательного Собрания (по материалам четвертого заседания VIII сессии).

"Уважение к прошлому - ключ к будущему".

("Красноярский рабочий", 26.11.03, Иван Беляков)

Под таким лозунгом в крае пройдет Пятая неделя культуры, о которой поведала на вчерашнем брифинге начальник краевого управления культуры Зоя Благих.

Как отметила Зоя Борисовна, в этот раз организаторы акции отказались от традиционной ярмарочно-балаганной презентации возможностей отрасли и решили превратить ее в яркое и разнообразное просветительско-публицистическое мероприятие.

Неделя культуры начнется, как и положено, в понедельник 1 декабря, который обозначен в программе как День истоков. В этот день красноярцы впервые смогут познакомиться с самым старым музеем края - Минусинским краеведческим музеем имени Н. М. Мартьянова. А вечером в театре музкомедии пройдет концерт-презентация книги "Песни российской деревни ХХ века", выпущенной Государственным центром народного творчества. Кстати, первые экземпляры этой уникальной книги, в которой собраны лучшие образцы песен минувшего столетия, были подарены ветеранам в День пожилого человека.

Во вторник 2 декабря пройдет День благодарения, работники культуры посетят могилы своих коллег и зажгут в память о них свечи. В этот же день пройдут творческие встречи с писателями-ветеранами, свое 45-летие отметит краевая детская библиотека, а вечером в краевом Дворце культуры состоится бал за-служенных работников культуры.

Не случайно один из дней этой недели назван Днем тревоги. В этот день работники культуры и искусства поговорят об опасностях, которыми грозит нам засилье массовой псевдокультуры в современной эстраде, кино и на телевидении. Главным мероприятием этого дня станет диалог деятелей культуры со студентами ("Встреча в политехническом"), ведь будущее культуры зависит от молодежи.

Четвертый день недели станет Днем новых горизонтов -в культурно-историческом центре на Стрелке будут представлены всевозможные инновационные программы и проекты, Там же можно будет увидеть новаторскую выставку красноярских художников Василия Слонова и Александра Левченко "Современная жанровая живопись" и посмотреть знаменитый фильм немецкого режиссера Л. Рифеншталь "Триумф воли".

Будут также на этой неделе День друзей и День великого культпохода, когда творческие коллективы разъедутся по всему краю с концертами и спектаклями. И завершится Неделя культуры 7 декабря Днем надежды, который пройдет под девизом "Пусть зажигаются звезды!". Кульминацией этого дня станет гала-концерт юных дарований в Большом концертном зале краевой филармонии.

"Слух-факт".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 26.11.03)

Как и предсказывал в прошлом номере "МК" в Красноярске", спикер ЗС края начал открыто выступать в пику исполнительной власти. Наблюдатели тогда предположили: Усс готов стать в оппозицию, и первым стратегическим боем будет принятие бюджета-2004.

Подтверждения такого вывода не заставили себя долго ждать. Уже в четверг спикер на "прямой линии" с читателями газеты "Красноярский рабочий" позволил себе откровенно наступательные реплики.

После одного из первых вопросов - о жилищно-коммунальной реформе - Александр Усс оживился, расправил плечи и заявил: "Никаких сдвигов в обслуживании населения в жилищно-коммунальной сфере нет! Мы будем настаивать на том, чтобы они были, коль скоро люди платят больше".

Дальше Александра Викторовича понесло...

"Наша задача - принимать законы. Исполнять законы должна администрация нашего края". "Я хочу это сделать, у меня есть к этому желание, у меня нет на это полномочий - я не губернатор и не заместитель губернатора". "...Наши друзья с Китая, которые, кстати, теперь обмениваются опытом с некоторыми чиновниками краевой администрации... Если такой обмен опытом у нас будет продолжаться, мы с вами через 5-10 лет изберем китайского мэра на красноярской земле или китайского губернатора".

А уж на просьбу одного из чиновников Большемуртинсксго района помочь в бюджете-2004 найти денег на покупку микроавтобуса Александр Усс отреагировал открытым "наездом": "...у нас знаете, как здорово получается: когда губернатор собирает глав, они все аплодируют и песни поют. А когда начинает принимать Законодательное собрание бюджет, возникают вопросы".

Мог Александр Усс себе позволить подобные реплики хотя бы полгода назад? Вопрос риторический... А возбуждение соратников Александра Викторовича, проявившееся, когда они обнаружили, что пресса, кажется, раскусила их оппозиционный настрой, лишний раз подтверждает, насколько она - пресса - близка к истине.

"Золотая жила депутата".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 26.11.03, Владимир Макаров)

Развязки предвыборной кампании осталось ждать совсем недолго. Предугадать исход борьбы (если, конечно, это понятие применимо к нынешней кампании) не берется ни один аналитик. И правильно, наверное: учитывая информационный штиль в СМИ - то есть почти полное отсутствие политической аналитики на страницах газет и журналов - настроение ума и сердца потенциального избирателя определить практически невозможно. В первую очередь потому, что этого "настроения" попроси нет: электорат в растерянности, он не знает, кто есть кто на нынешней политической сцене Красноярского края. Не знает и того, какой кандидат с какой целью измерен забраться в кресло на Охотном ряду. С определенной долей уверенности можно предположить, что подобная ситуация повторится и на других выборах. Очень скоро, например, жители Канска должны выбирать мэра.

Между тем знание причин, руководствуясь которыми тот или иной политик пробивается во власть (законодательную или исполнительную), весьма полезно, так как зачастую погоня за депутатским мандатом или высокой должностью обусловлена не желанием защищать народные интересы, а, например, возможностью уйти от уголовной или административной ответственности. Или, что происходит еще чаще, - намерением обезопасить собственный бизнес.

Краевые политики - не исключение. В качестве примера местные аналитики нередко называют, например, Николая Ашлапова, у которого, по достоверным данным, имеются коммерческие интересы в том же Ачинске. Удостоился в этом смысле внимания наблюдателей и депутат ЗС Владимир Горлов, который, по нашим данным, собирается баллотироваться в мэры Канска...

Как выяснил "МК" в Красноярске", на 23 декабря назначено судебное заседание по иску более шестидесяти сотрудников 000 "Славянский дом" к руководству этого общества. Суть претензий проста - люди требуют выплаты заработков за год. На самом деле трудились они чуть меньше года (один сезон с ранней весны до снега), но трудились хорошо, добросовестно мыли золото в Каратузском районе. Претензия исчисляется тремя с половиной миллионами рублей (почти 120 тысяч долларов США). Поделить на шестьдесят человек - по две тысячи "зеленых" в руки. Для многих старателей эти деньги - все, что есть на хлеб и воду до следующего сезона, пока опять на прииск не позовут.

Добычу золота "Славянский дом" ведет в Каратузском районе не первый год. Объемы добыли, как утверждают старатели, немалые. Но точно сказать не берутся: может быть, по килограмму драгоценного песка в день выходит, может, меньше.

Первое слушание по делу о невыплате назначили на 18 ноября. Но судебное заседание как таковое не состоялось. Минусинский мировой судья провел предварительную беседу со сторонами. Истцам предложено делегировать свои полномочия представителю. Противной стороне советов провинциального судьи не понадобилось. "Противная сторона" - весьма известная в Красноярском крае личность - депутат ЗС Владимир Горлов. Он, оказывается, является председателем совета директоров 000 "Славянский дом" и сам знает, как надо защищать свои интересы, поэтому прибыл к судье лично, без посредников.

Заметим, владелец 50-типроцентного пакета акций "Славянского дома" Владимир Горлов работает в ЗС края на постоянной основе. Для непосвященных: из этого обстоятельства следует несколько выводов. Во-первых, он получает зарплату государственного чиновника категории "А", во-вторых, занимаясь предпринимательством, Владимир Васильевич нарушает законодательство...

Чем закончится судебное заседание, назначенное на 23 декабря, сказать сложно. Старатели волнуются: людям простым и юридически малограмотным противостоит целый депутат ЗС. Но очень хочется верить в справедливость. Вот ведь и Горлову не живется на одну зарплату, каково ж совсем без нее?

"Где Кротов зимует?".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 27.11.03)

О руководителе "Правопорядка" красноярцы еще услышат.

Скандал вокруг Фонда "Правопорядок" был шумным. Тем неожиданнее тишина, окутавшая дальнейшую судьбу скандального учреждения. "МК" в Красноярске" решил заполнить информационный вакуум и узнать: что случилось с Кротовым?

Напомним, Фонд "Правопорядок" ликвидирован еще в мае 2003 года. После затянувшегося скандала, подогреваемого парламентариями ЗС края, якобы приказало долго жить и краевое государственное предприятие (КГУ) "Правопорядок".

Как мы выяснили, несмотря на объявленную ликвидацию, КГУ "Правопорядок", возглавляемое Евгением Кротовым, продолжает работать: его секретари и сотрудники исправно появляются на рабочих местах и отвечают на телефонные звонки. Сам Евгений Альбертович также не отошел от дел, но; по оценкам людей наблюдательных, ушел в тень. О чем свидетельствует, например, его поведение на недавнем милицейском торжестве в честь 15-летия службы по борьбе с организованной преступностью: Кротов неожиданно для всех присутствующих "растворился" в шумном зале, а не сел демонстративно рядом с руководством, как это бывало прежде, да и подарки преподносил как рядовой коммерсант. А во время недавней презентации в Красноярске сервисных центров по регистрации автомобилей фигуру руководителя "Правопорядка" трудно было разглядеть за спинами милицейского руководства (что, с другой стороны, все же свидетельствует об участии Евгения Кротова в новом проекте).

Однако, как пояснили "МК" в Красноярске" в пресс-службе "Правопорядка", о ликвидации КГУ никто не забыл, процесс идет и займет несколько месяцев. На вопрос о дальнейшей судьбе Евгения Кротова нам ответили, что он с его бурным и деятельным характером, наверняка, создаст нечто новое. В чем, впрочем, никто не сомневается...

"Нефтепродукты в крае дорогие".

("Красноярский рабочий", 27.11.03)

На прошедшем в администрации края совещании с владельцами АЗС, в котором принял участие заместитель губернатора Сергей Сокол, обсуждался вопрос о создании союза владельцев АЗС.

Основная задача союза - стабилизация положения на топливном рынке, установление цен на нефтепродукты, не превышающих цены по Сибирскому федеральному округу. На сегодня в крае цены на нефтепродукты являются одними из самых высоких по Сибирскому округу.

По итогам анализа состояния топливного рынка выявлено, что уровень розничных цен на нефтепродукты по краю одинаков, доля альтернативных поставщиков составляет не более 10 процентов.