Построенному по заказу Норвегии в Южной Корее специально для Литвы судну-хранилищу газового терминала Independence («Независимость») понадобилось полгода, чтобы добраться с верфей компании Hyundai Heavy Industries в порт Клайпеды. Проект, который обойдется Литве в почти 517 млн евро (87,24 млн евро сам проект и 429 млн евро сумма за десять лет аренды судна у компании Hoegh LNG), называют в Литве ключом от двери к энергетической независимости от «Газпрома». Прибытие плавучего терминала в Литве названо столь же важным событием, как выход из СССР в 90-х и вхождение в НАТО и ЕС десять лет назад. Прибытие судна транслировалось в прямом эфире национального телевидения, а с утра, несмотря на рабочий день, на пристанях порта собрались сотни любопытных.

Корреспондент ИА REGNUM наблюдал, как встречали судно-хранилище. Independence прибыл в территориальные воды Литвы ещё в субботу, 25 октября. Почему он сразу не зашёл в порт — в Литве никто не объясняет. Либо экипаж знакомился с особенностями порта и прорабатывал заход, либо ждали понедельника, когда в Клайпеде на торжественную церемонию приедет всё руководство страны. Примерно в девять утра гигантское судно зашло в ворота Клайпеды. До места швартовки, у искусственного островка в Куршском заливе, прозванного местными жителями «Свиной горб», всего 11 километров. С помощью четырёх буксиров для этого понадобился целый час.

Судно хранилище сопровождали катера береговой охраны. Накануне СМИ Литвы выдали целую череду материалов, в которых различные политологи, обозреватели или местные военные эксперты рассуждали на тему, что «российские диверсанты» могут в прямом смысле подорвать «Независимость». Портал местного национального радио и телевидения опубликовал заметку даже о том, что для саботажа Россия может задействовать свои новейшие подводные лодки. Якобы история с поиском российской подлодки-призрака у берегов Швеции имеет отношение к прибытию Independence в Литву. Возможно, именно из-за этого под судно, пока оно ещё дрейфовало у берегов Клайпеды, то и дело ныряли местные армейские водолазы.

Так или иначе, после вхождения в порт, службы вздохнули с облегчением. «Для Клайпедского порта не в новинку встречать такие большие суда. Этим летом к нам зашёл даже больше — круизный лайнер Celebrity Eclipse длина которого 317 метров. Это самое длиное судно, которое когда либо заходило в наш порт. Но с такой спецификой, как приём судна-хранилища газового терминала, мы ещё точно не сталкивались», — говорил журналистам капитан порта Адомас Алекна.

Первую пробную партию газа в Литве ждут уже на этой неделе — для этого из Норвегии отправилось судно Golar Seal, которое доставит в Литву первый сжиженный газ для начала испытательных работ. Полноценно терминал должен заработать с начала 2015 года.

О мощности первого в Прибалтике терминала, поставщике, стоимости газа смотрите в инфографике ИА REGNUM.