Прошедшая неделя на юго-востоке Украины характеризовалась тремя параллельными процессами. Киев активно готовился к проведению парламентских выборов, назначенных на 26 октября. Под это дело неоднократно объявлялись режимы тишины, которые местами даже более-менее соблюдались. Впрочем, к концу недели частота и сила ракетных и артиллерийских ударов по Донецку и его окрестностям со стороны ВСУ значительно возросли. Вкупе с многочисленными докладами разведки ополчения об активной перегруппировке войсковых формирований противника командование вооруженных сил Луганской и Донецкой республик прямым текстом говорило о ведущейся со стороны ВСУ подготовке решительного наступления.

Направлений главного удара называлось два. Основное и самое главное — окружение Донецка двумя обходными ударами с севера и юга, сходящимися где-то в районе западнее Харцизска. Вспомогательный удар ожидается из Дебальцево. Он должен привести к расчленению территории Новороссии вдоль линии административной границы между Луганской и Донецкой областями с взятием украинскими частями Красного Луча, Антрацита, Тореза и выхода к российской границе где-то в районе Дьяково. В связи с озвученной угрозой в тылу ЛНР и ДНР отмечался активный процесс улучшения структуры командования силами ополчения и даже, как говорят с мест, заработал «Военторг».

В общем, это сильно напоминает кальку с плана прошлого большого наступления ВСУ в июле — августе этого года. Насколько он реализуем — вывод можно сделать, исходя из текущего состава и конфигурации группировок украинских войск на данный момент.

Сегодня украинская армия на юго-востоке Украины сконцентрирована в семи основных районах:

Зона «А» или Командование «Север» расположена севернее Луганска и по фронту простирается от российской границы, далее через станицу Луганская, город Счастье, по руслу Северского Донца и далее до Северодонецка. Здесь дислоцированы пять батальонных тактических групп (по одной от 24, 30, 51 и 92-й механизированных, и одна из состава 80-й аэромобильной бригады), ротная тактическая группа 1-й танковой бригады и 2-й полк специального назначения. К шести ранее тут находившимся батальонам территориальной обороны (3-й «Воля», 9-й «Винница», 15-й «Сумы», 19-й «Николаев», 22-й «Харьков» и 24-й «Айдар») в пятницу, 24 октября, прибавился 12-й бтро «Киев». Тот самый, который в середине сентября взбунтовался и уходил «искать правды» в столицу. Теперь он снова на фронте и отвечает за несение службы на 12 блокпостах в Луганской области.

Важно отметить, что за прошедший месяц батальон подвергся переформированию и получил собственную танковую роту. Три танка Т-64. Один из них с бортовым номером 232. Остальные бтро пока остаются «легкими». В том смысле, что собственного штатного тяжелого оружия они не имеют. Их усиление осуществляется приданием танков из других армейских частей на время решения конкретной задачи. Кроме территориалов тут дислоцированы шесть батальонов патрульной службы особого назначения МВД: «Чернигов», «Золотые ворота», «Луганск-1», «Львов», «Николаев» и «Кременчуг».

Если судить по списочному составу, севернее Луганска сосредоточена мощная группировка — пять БТГ из девяти, имеющихся в распоряжении командования АТО. Однако тут следует учесть, что 24-я и 30-я мехбригады в летне-осенних боях понесли очень тяжелые потери в живой силе и технике. В том числе — в офицерском составе. Так что, даже если их доукомплектовали до изначальной штатной численности, речь идет о новобранцах с низким уровнем боевой и командной подготовки. Плюс восполнение потерь в технике велось в значительной степени остатками со «складов длительного хранения», аврально восстановленных за два месяца. 92-я бригада занимает позицию на всем протяжении опорных пунктов ВСУ от российской границы до Счастья. Она втянута в бои и несла потери. Десантники 80-й бригады тоже связаны боями. В частности, на том самом 32-м блокпосту на Бахмутке, где с середины первой декады октября идут бои по деблокированию окруженных частей ВСУ, находится 3-й взвод 4-й роты как раз 80-й аэромобильной бригады. По крайней мере 18 октября он находился именно там.

Следовательно, из пяти наиболее ударных частей четыре либо уже участвуют в боях, либо обеспечивают устойчивость всей линии соприкосновения войск протяженностью примерно 150 километров. Один, вероятнее всего — из 51-й бригады, — находится в резерве командования зоны «А» и предназначен для купирования наступательных ударов со стороны ополчения, если таковые последуют.

Дело в том, что даже придание 12-му бтро танкового взвода не меняет того факта, что все семь находящихся на этом участке фронта тербатальонов легкие, т.е. они не имеют тяжелого оружия. Даже собственной минометной батареи практические ни у кого из них нет. А много шумевший на протяжении сентября и октября 24-й бтро «Айдар», судя по всему, если не уничтожен полностью, то разбит до уровня одной роты. Общие суммарные потери этого батальона за прошедший месяц составили до 100 человек, из которых не менее 20-30 «200-х». Как сообщает служба радиоперехвата ДНР, из эфира в Дебальцево пропала ротная тактическая группа «Айдара», а позавчера после активного боя и последовавшего после него артналета по полевому лагерю на связь с командованием перестала выходить и вторая РТГ «Айдара», принимавшая участие в боях за донецкий аэропорт. Конечно, тут числятся еще шесть бпсон МВД, но фактически это роты средней численностью по 200 человек, милиции патрульно-постовой службы, в основном несущие службу в тылу района и обеспечивающие «соблюдение режима зоны АТО» на обширной территории северной части Луганской области. В наступательном бою они вряд ли могут быть использованы.

Из чего можно сделать вывод о маловероятности какого бы то ни было наступления ВСУ на луганском направлении. В лучшем случае, зона «А» может выделить одну БТГ, один бтро и один бпсон МВД в качестве усиления для других районов.

Вторым районом является условный треугольник с вершинами в населенных пунктах Северодонецк — Попасная — Артемовск. Здесь расположены две танковые ротные тактические группы (по одной от 1-й и 17-й танковых бригад), один тербат (24-й бтро «Киевская Русь») и три бпсон МВД («Тернополь», «Сич», «Чернигов»). На 100 километров фронта около 1500 солдат и офицеров. Как по численности, так и по вооружению наступать отсюда куда-либо украинские войска не могут. Тем более что против них «стоит» одно из крупнейших и наиболее боеспособных формирований — бригада «Призрак» Алексея Мозгового, сама по себе насчитывающая не менее 3 тыс. человек личного состава, к тому же располагающая собственными танками и артиллерией. Включая реактивные системы залпового огня.

Далее расположен один из самых «темных», при этом еще и самых известных в медийном пространстве район н.п. Дебальцево. К концу августа в нем было сосредоточено около трети всех ударных частей ВСУ. Однако с тех пор многое изменилось. На 12-15 октября тут оставались две батальонные тактические группы (25-й воздушно-десантной и 128-й механизированной бригад), два бтро (11-й «Киевская Русь» и 42-й «Рух Опору»), ротная тактическая группа 17-й танковой бригады и 2-й батальон «Правого сектора». Всего примерно 3800 солдат и офицеров. В пятницу, 24 октября, бойцы «моторолловского» батальона «Спарта», сражающиеся в донецком аэропорту, сообщили о появлении там частей из 128-й бригады. Это означает передислокацию в район Авдеевки новой БТГ. Вообще говоря, на фронте есть два бата этой бригады. Один был в Дебальцево, второй — под Волновахой. Теоретически, снять могли любой из них, но забрать батальон с юга означает рискованное оголение без малого стокилометрового фронта. Так что, скорее всего, батальон был взят как раз из Дебальцево. Что снижает численность «дебальцевской группировки» до 2400 человек.

Насколько возможно нанесение ею хотя бы вспомогательного удара? В таким виде — скорее всего — нет. Только с востока ее «подпирают» казачьи части атамана Дремова, за прошедшие два месяца достигшие численности в 2-2,5 (по некоторым источникам — до 3) тыс. человек. А ведь «соседом слева», в Горловке, является бригада Игоря Безлера, сама по себе насчитывающая не менее 1700-2000 «штыков». Пытаться между этими двумя жерновами вбить клин на юго-восток глубиной 40 километров? Это явно превышает текущие возможности ВСУ в данном районе. Предельно достижимый максимум — изобразить активность и тем связать части ополчения, не позволив им выделить слишком большие резервы для переброски на другие участки.

Наиболее серьезным является район Дзержинск — Авдеевка — Карловка. В том числе охватывающий н.п. Пески и донецкий аэропорт. До недавнего времени в нем были сосредоточены три БТГ (93-я механизированная, 95-я и 79-я аэромобильные бригады), 3-й и 8-й полки спецназа, 39-й бтро «Днепр-2», ротная тактическая группа 24-го бтро «Айдар», три бата «Правого сектора» (1-й, 5-й и ОУН), один батальон особого назначения Национальной гвардии (5-й бон НГ) и ротная тактическая группа 17-й танковой бригады. Всего «по списку» до 8 тыс. личного состава.

Но, как стало известно от армейской разведки, рейдовых групп ополчения и радиоперехвата, на протяжении 24-25 октября командование АТО произвело на этом участке значительную «ротацию». Батальоны 93-й и 79-й бригад с линии соприкосновения войск отведены в тыл. Вероятно — для пополнения после значительных потерь истекших семи суток. В оставшейся 95-й в боях утрачена почти вся бронетехника (по разным источникам, от 74 до 92%) и до трети личного состава. Около половины из них — боевые потери, т.е. убитыми и ранеными, — остальные являются санитарными потерями, т.е. заболевшими. Как бы там ни было, на Украине наступила осень. Ночные температуры опускаются до нуля, а с теплым обмундированием в ВСУ дела обстоят плохо. Конечно, много привезли волонтеры, но покрыть все потребности частей у них не получается. Да и даже в теплом свитере в бетонных катакомбах аэропорта на передовой, без возможности обогреться хотя бы у костра, прямо скажем — удовольствие ниже среднего. Отсюда неизбежные переохлаждения и рост простудных заболеваний, требующих стационарного лечения.

Вероятно, по этой причине командование АТО сюда и перебросило батальон 128-й бригады. Убытие почти 3 тыс. чел. из 8 тысяч слишком сильно снизило боеспособность группировки в целом. Тем более ведущей упорные бои в аэропорту и отражающей давление ополчения в Песках. Кроме механизированного батальона, на протяжении истекших 48 часов в районе Авдеевки появились 91-й отдельный полк особого назначения «Крым» (примерно от 400 до 600 «штыков») и отряд Центра Специальных Операций «А» «Гром» (еще известный как «Николаевская Альфа»), численность которого оценивается в 300-350 «специалистов». С учетом перечисленной ротации вся группировка украинской армии в районе Авдеевки сейчас оценивается в 6-6,5 тыс. человек.

Могут ли они нанести решительный наступательный удар северо-восточнее Донецка и дойти до Харцизска — вопрос неоднозначный. Если именно до Харцизска, то, вероятнее всего, нет. Ибо им придется снова наступать по «старой дороге» восточнее Ясиноватой, далее на Ясиновку — Красная Заря — Орехово и потом еще на юг около десяти километров через населенные пункты. Причем, даже если у ВСУ этот рейд на юг получится, закончится он примерно с тем же результатом, что и в прошлый раз. В июле — августе тем путем шли два бата 30-й бригады. Плюс десантники. Плюс тербатальоны. И все они «кончились» среди шахтных терриконов севернее Харцизска. При том, что тогда соотношение украинских сил к оборонявшемуся ополчению было как 6 к 1. Сейчас баланс совершенно другой. Скорее только 2 к 1. Если вообще не 1,4 к 1, если учесть, что у Мотороллы теперь батальон вместо тогдашнего взвода. И «Восток» теперь бригада, а не батальон. И «Кальмиус» из отдельной роты стал артиллерийской бригадой. Да и у Гиви, воюющего вместе с Мотороллой в аэропорту, тоже теперь батальон. Есть все основания полагать, что в этот раз поход закончится еще быстрее и с куда более масштабными потерями для ВСУ.

Впрочем, есть второй, более короткий вариант — ударить через Яковлевку и далее по Донецкой кольцевой дороге. Это позволяет обойти город по короткой дуге протяженностью только 20 километров. Но тогда примерно 15 из них украинским войскам придется пробиваться сквозь городскую застройку. Да еще между территорией Донецка и его большого восточного пригорода — Макеевки. Если очень и очень теоретически — шансы на успех пробиться туда у ВСУ есть. Но большего войска добиться не смогут. К тому же они окажутся в полном огневом, а то и оперативном, и даже в непосредственном тактическом окружении. Как показало это лето, городские бои украинская армия умеет вести хуже всего. В то время как ополчение этой науке заметно подучилось.

Тут важно отметить следующий факт. Теоретически в пятом районе, к западу от Донецка, сосредоточены две БТГ ( 30-й и 72-й мехбригады), а также батальон танков из 1-й танковой. Плюс 3-й батальон «Правого сектора» и 2-й бтро «Горынь». Но все это на 80-90 километров линии фронта и перед ними — город. Двухмесячные бои за Гергиевку, Марьинку, Александровку, Красногоровку, Старомихайловку и Лозовое показали, что даже при восьмикратном превосходстве в людях и абсолютном — в тяжелой технике, плюс полном превосходстве в тяжелой артиллерии, украинская армия городскую застройку тут взять не может. От слова совсем. Сейчас у нее сил раза в четыре меньше. Так что лобовая атака на Донецк с запада крайне маловероятна. Т.е. эта группировка сможет оказать чисто символическую непосредственную помощь возможному атакующему удару из Авдеевки.

Хотя чисто теоретически одну из БТГ, скорее всего 30-й бригады, командование АТО может передвинуть под Волноваху, к Владимировке, с тем чтобы совместно с батальоном 128-й мехбригады ударить на юго-восток, навстречу атакующему клину из Авдеевки. Но так как остальные силы района представлены всего двумя бтро (14-й «Черкассы» и 20-й «Днепропетровск»), а также 4-м батальоном «Правого сектора», то больше к атаке привлечь просто некого. Даже ранее находившийся тут бпсон МВД «Днепр-1» в четверг был снят с фронта и отведен в тыл для обеспечения охраны избирательных участков. В том числе в Киеве и других крупных городах Украины. Иначе придется в ноль оголить фронт, что чревато ударом в тыл, отрезанием от коммуникаций и образованием очередного большого котла.

Котлов украинские солдаты сейчас боятся крайне сильно. Кроме того, дыра откроет возможность ополчению хотя бы рейдовыми группами снова обойти Мариуполь с северо-запада и запада. Учитывая, что больше резервов у Киева нет, такой риск вряд ли может быть признан приемлемым. А двух потрепанных БТГ, даже при поддержке танками ротной тактической группы 17-й бригады, если на что-то и хватит, так это дойти до Авдеевки, Марьяновки и зацепиться за южный край все той же Донецкой кольцевой дороги. При весьма низкой боевой устойчивости созданных в процессе наступления опорных пунктов.

Группировка войск в Мариуполе также сильно похудела за прошедшие полтора месяца и в оперативном отношении какие-либо серьезные наступательные возможности утратила. Из «тяжелых частей» в городе сосредоточена только очень легкая БТГ горно-стрелковой бригады, рота танков 17-й бригады, 23-й бтро «Хортица», бпсон МВД «Донбасс», ппсон МВД «Азов», 6-й батальон «Правого сектора», рота морской пехоты и сводный батальон (скорее рота) Госпогранслужбы Украины.

Правда, 48 часов назад появилось достоверное сообщение о формировании в Мариуполе на базе местной милиции еще одного батальона патрульной службы особого назначения МВД — «Святая Мария». В том числе из состава майдановской «Сотни Иисуса Христа». «Для решения задач разведки и диверсионных действий в тылу противника». Однако за громким названием скрывается самый обычный патрульный спецбатальон милиции в 200 человек составом. Т.е. всего вокруг Мариуполя сосредоточено 2,5-3 тыс. «штыков» очень легкой пехоты с ограниченными наступательными возможностями, заточенными исключительно под оборону города.

Из чего напрашивается вывод, что наступление ВСУ с целью окружения Донецка, хоть и является теоретически возможным, при данном уровне имеющихся у украинского командования сил отдает откровенной авантюрой. Впрочем, это не означает, что Киев не может на такую авантюру пойти. Однако следует отметить, что три ожидавшихся срока ее начала уже истекли. Как события станут развиваться дальше — покажет ближайшее время. Следующий срок — «через пару-тройку дней после окончания выборов в Верховную раду». Выборы закончились в воскресенье, 26 октября…

Александр Запольскис — независимый эксперт-международник, специально для ИА REGNUM