Бумажные издания книг особо не пользуются спросом у жителей Пермского края. Треть пермяков, когда им нужна книга, просто качают ее из интернета. Такие данные опроса опубликовало агентство «СВОИ». В опросе, который проходил в августе 2014 года, приняли участие 500 жителей Перми.

Диаграмма 2. Сколько денег вы потратили на книги за последний месяц? Фото: агентство «СВОИ»

Напомним, год назад Государственная дума РФ приняла законопроект «Защита интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», в народе называемый антипиратским. Закон фактически не работает, поскольку спрос на «халявную» продукцию очень силён, да и уровень достатка не позволяет раскошеливаться на лицензию.

Для того чтобы закон заработал, зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, IT и связи Вадим Деньгин внес предложение дополнить антипиратский закон требованием, чтобы максимальная плата за просмотр фильма на легальных сайтах для россиян не превышала 100 рублей. Агентство «СВОИ» решило протестировать эту инициативу в добровольном порядке, спросив у жителей Перми старше 18 лет, готовы ли они на покупку лицензионного фильма при цене менее 100 рублей. Как выяснилось, за месяц не приобрели ни одной книги 78% респондентов.

Опрошенные пермяки, приобретавшие книги в течение последнего месяца, в среднем купили 4 книги, это немного больше по сравнению с 2010 годом. Больше всего книг (в среднем 5 и более) приобрели мужчины, респонденты старше 60 лет.

Что касается суммы расходов на книги, то в среднем за последний месяц респонденты потратили 844 рубля, тогда как в 2010 году эта сумма составляла 570 рублей. С 2010 по 2014 год включительно суммарная инфляция составила 33%. Так что 570 рублей в 2010 году равняются 940 рублей в 2014 году. То есть на самом деле книжный рынок в денежном выражении в реальных ценах просел, тогда как в штучном выражении подрос на полкниги.

Наиболее высокие расходы на книги зафиксированы в группе мужчин (947 рублей) и молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет (905 рублей), а также жителей Индустриального района Перми (1309,5 рублей). Меньше всего тратят на книги пенсионеры, инвалиды (672 рубля) и безработные, домохозяйки (640,5 рублей). Таким образом мужчины-пенсионеры покупают больше книг, но тратят на них меньше денег, чем молодежь.

Максимальная сумма, которую пермяки затрачивали на приобретение книг в месяц — 5 тыс. рублей, а минимальная — 40 рублей.

Еще одной тенденцией, связанной с распространением электронных книг и ростом популярности интернете, является ориентация пермяков на скачивание книг из всемирной паутины. Так, при возникновении потребности в какой-либо книге в последние полгода, большинство респондентов скачивали ее бесплатно в интернете (33,2%). Такая модель поведения характерна для молодежи и работающих граждан. Приобретали нужную книгу в книжном магазине четверть опрошенных (24,6%). Это свидетельствует о том, что несмотря на технический прогресс, потребность в бумажных книгах еще сохраняется.

На покупку книг в книжных магазинах ориентируются преимущественно лица в возрасте от 18 до 30 лет и безработные, домохозяйки. Около шестой части респондентов в случае необходимости брали книгу у знакомых, друзей (15,6%) или обращались в библиотеку (14,0%). Наименее распространенным способом приобретения книг на данный момент является совершение покупки в интернет-магазине (8,2%). Чаще всего покупают книги с помощью сети Интернет респонденты в возрасте от 31 до 45 лет, то есть наиболее занятые граждане, у которых нет времени на походы по магазинам.

Еще один тревожный сигнал. Четверть опрошенных жителей города отметили, что в последние полгода книги им вообще не требовались.

Таким образом, аналитики агентства «СВОИ» сделали выводы, что интернет продолжает отбирать у книготорговли потребителей и эта тенденция усилиться с проникновением интернета и повышением грамотности старшего поколения. Бумажные книги вызывают интерес у людей с большим объемом свободного времени — молодежь, безработные и домохозяйки.

Книги пока не требуются 26% горожан, но эта цифра в перспективе будет расти с дефицитом времени и повышением спроса на «короткую» (новостную) информацию. По мнению аналитиков, бумажные книги проиграли электронным. И цифровое будущее уже наступило. Далее книжные магазины перейдут на любителя и станут аналогами магазинов по продажи виниловых пластинок.