Народный учитель из Ульяновска: в реформировании образования необходимо взять паузу

Ульяновск, 24 октября 2014, 16:12 — REGNUM  Преподаватель ульяновской гимназии №44, доверенное лицо Владимира Путина, народный учитель России Юрий Латышев предложил президенту РФ «объявить тишину» на пять лет в сфере реформирования образования. Об этом сам Латышев рассказал корреспонденту ИА REGNUM, комментируя законодательную инициативу о создании базовых учебников по русскому языку, литературе и истории.

По мнению Латышева, нельзя менять учебники через каждые четыре-пять лет, иначе будет подмена понятий и историко-духовной нравственной концепции.

«Я уже неоднократно говорил на эту тему на республиканском столе в рамках всероссийского педагогического собрания. Мое мнение здесь одно — у нас произошла подмена понятий. Посмотрите, как понятие демократия связалось сейчас с понятием свобода. Скажите, вот кто и когда запрещал учителю (причем закон у него есть — 15-20% программы, предложенной министерством), все видоизменять? Это было всегда. Следовательно, учитель может в любых вариантах обратиться к каким-либо источникам, которые что-то дополнят, — уверен Латыев. — Я понимаю, что в советское время не было такой возможности. То есть, будем говорить так: модно все расширять, но нельзя противопоставлять было. Но именно тогда сегодняшний тезис президента о формировании российской идентичности абсолютно совпадает с формированием советской идентичности. Сейчас это понятие идентичность разваливается несколькими путями. В первую очередь, попыткой сделать разные учебники с разными концепциями. Но я понял одно, что создана одна единая историко-духовная концепция истории нашей страны. То есть, может быть написано несколько учебников, но никто не должен выпадать из этой историко-духовной нравственной концепции».

«Не учителю надо выбирать учебник, какой он возьмет. Если выберет один, он все равно будет апологетом именного этой точки зрения. А вот если будет создан учебник, в котором будут представлены различные точки зрения или, по крайней мере, факты, то ученик сам выберет. Тогда не учитель будет являться основным источником знаний, а научные знания. И их должны закладывать ученые в учебник» — считает Латышев.

По его словам, сейчас главная задача — организовать детей на владение знаниями, организовать формирование мировоззренческой позиции.

«А содержательную часть должны делать ученые. Вот, например, в 1949 году мой учитель русского языка и литературы предложил рассмотреть образ Екатерины в „Грозе“ Островского с позиции Добролюбова, который был в учебнике, и Писарева, которого не было в учебнике. Помню, были жаркие споры. А ведь в эти моменты мы спорили, как оказалось, не о Екатерине, а о своем отношении к герою, о своем поведении — какую мы займем позицию, как поступили бы. Так и сейчас в учебниках нужно. Например, нравится вам Сталин или нет? Вот вам и дискуссия. На одну чашу кладите все победы советской власти, на другую — миллионы погибших. И пусть ученик решает этот вопрос сам. А то можно влезть в души детей, не снимая грязных калош. Я вспоминаю наш учебник истории, который даже критиковали немецкие историки, удивляясь, сколько можно было грязи вылить на свою страну в 90-е годы. Да, это был склад из негодяев и ошибок. А вот учебники в советские времена были направлены в одну точку», — говорит педагог.

«Я сторонник единого учебника, но в нем должен быть представлен большой аспект, ученик должен имеет свое мнение и сам выбирать. А что касается введения „региональных пособий“ к базовым учебникам по русскому языку, литературе и истории, то я считаю это необходимо, — добавил Латышев. — У нас, в истории Ульяновской области, был уже опыт издания таких учебников-пособий по истории „Симбирска-Ульяновска“ и мы прекрасно ими пользовались. Но закончилось все тем, что их просто перестали выпускать. Может денег не стало, может как-то отнеслись халатно. Но я вам хочу сказать, что если мы изучали Степана Разина, то в кабинете у нас звучало „Степан Разин в Симбирске“, гражданская война изучалась на материалах гражданской войны в нашей области. Снова начать издавать подобные пособия должно, думаю, региональное министерство образования, во всяком случае, по его инициативе. Хотя, наверное, это будет довольно долгий процесс».

При этом Латышев выразил уверенность, что единый учебник должен быть обещероссийским, и его не нужно менять хотя бы 5 лет. Об этом он сказал Владимиру Путину во время встречи 5 октября в Пензе, где присутствовал на круглом столе как доверенное лицо президента РФ и представитель «Народного фронта».

«Если учебники будут переиздаваться через каждые три-четыре года, то образование потерпит крах. Я просил президента объявить „тишину“ лет на пять в реформировании образования. Потому что, не проглотив кусок, второй мы взять не сможем. Надо дать возможность освоить то, что нам дали. Ведь ежегодно учитель переходит со своими учениками из класса в класс, и он начинает новую программу по федеральному государственному стандарту. И сейчас все школы находятся только на шестом классе, а дальше седьмой, восьмой, девятый, то есть еще три года надо учителю осваивать программу. ФГОС пришел наконец к нам с 1-го до шестого, в этом году шестой класс. То есть все учителя осваивают ФГОС шестого класса. А потом учитель возвращается, берет снова пятый класс, а там новые учебники и все начинается сначала. Жизнь, конечно, идет, все меняется, но что-то должно оставаться стабильным и поэтому учебники не имеет смысла менять, а краеведческие пособия, они ценные для расширения воспитательной работы», — подытожил Латышев.

Как сообщало ИА REGNUM, фракция «Единая Россия» внесла на рассмотрение Госдумы закон о создании единых базовых учебников по истории, русскому языку и литературе. В дополнение к базовым учебникам субъекты РФ смогут выпускать свои пособия по этим предметам, в которых будут учтены местные и этнокультурные особенности региона.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.