В газете "Независимое обозрение - Архангельск" от 27 ноября 2003 (36) опубликовано интервью с начальником управления дорог и мостов мэрии Архангельска Людмилой Сидоровой "Дороги, которые мы вытираем". Приводим его полностью.

"Начальником управления дорог и мостов Архангельска стала Людмила Сидорова, ранее служившая заместителем начальника управления. С ней беседует корреспондент Сергей Казаков. Это первое интервью Людмилы Николаевны в новой должности.

- Почему ушел ваш предшественник, Вячеслав Коломиец?

- Вячеслав Михайлович - производственник, который все очень близко принимал к сердцу. Ему сложно было общаться с представителями власти. Он говорил, что "устал рвать душу" в бесконечных битвах за архангельские дороги.

- В недавней беседе с журналистами Вячеслав Коломиец рассказал о плачевном состоянии Краснофлотского моста. Сейчас что-то изменилось?

- Мэр Архангельска Олег Нилов обратился с официальным запросом к губернатору области Анатолию Ефремову с просьбой выделить на ремонт Краснофлотского моста хотя бы 50 млн. рублей (напомним, В. Коломиец считает, что для полноценного ремонта моста необходимо 140 млн. рублей). Из администрации области пришел ответ: в областном бюджете денег нет. И на ремонт моста мы ничего не получим.

- А как обстоят дела с другими мостами в городе?

- Всего в Архангельске 33 моста и путепровода. Причем восемь из них бесхозные. Такими они стали в смутные 90-е годы, когда хозяева мостов обанкротились. Управление не имеет права ремонтировать ничейные мосты, так как они не принадлежат муниципалитету. Ремонт будет назван нецелевым использованием бюджетных денег. И управление за это ждут штрафные санкции. В итоге, около 10 лет бесхозные мосты никто не осматривал и не ремонтировал. Сегодня дело дошло до того, что многие из них уже поздно ремонтировать - лучше снести и построить новые. Управление дорог и мостов планирует "оприходовать" все бесхозные мосты, но за один день это не сделать. Должна поработать комиссия, составить соответствующий акт, подать заявку в департамент муниципального имущества. Прохождение документов по всем инстанциям длится более года. А на ремонт даже маленького моста понадобится более 15 миллионов рублей.

- Каково состояние дорог в Архангельске?

- Каково оно, видно невооруженным глазом. Но если говорить конкретнее, то на сегодняшний день в городе пребывают в аварийном состоянии и дороги, и мосты, и дренажно-ливневая система. Более 70 процентов уличной дорожной сети города изношены более чем на 80 процентов. Они все нуждаются в капитальном ремонте. Дорожное покрытие - это одежда улицы. Сегодня она состарилась и поизносилась. На Севере, соответственно климату, слой асфальтобетона должен быть большим и составлять 21 см. В Архангельске его толщина не превышает 5-6 см. То есть слой в 4 раза меньше, чем нужно.

В свое время управление пыталось внедрить в Архангельске новую технику, так называемый "Ремиксер". Эта машина позволяет экономить асфальт при строительстве дорог. Действие ее таково: она снимает старый слой асфальта и отправляет его в бункер. Там к старому асфальту добавляют новый и тут же укладывают. Попытка применить эту машину в Архангельске почти сразу закончилась поломкой. Причина оказалась проста. Машина была рассчитана на слой старого асфальта толщиной хотя бы 7 см, а на практике он составлял всего 2-3 см. В результате нож "Ремиксера" попадал в щебень. И новую машину пришлось ремонтировать и продавать.

По существующим нормативам капитальный ремонт дорог необходимо проводить один раз в десять лет. Этот ремонт включает в себя устройство тротуаров, восстановление бордюрного камня и всех элементов, находящихся в теле дороги, двухслойное покрытие асфальтобетона. Чтобы восстановить 1 квадратный метр дороги, нужно 520 тысяч рублей. В Архангельске - 3 миллиона квадратных метров дороги. Поэтому при тех средствах, что выделяют управлению, у нас остается только одна задача - сохранить дороги Архангельска как единую транспортную систему. Чтобы в городе не прекратилась перевозка пассажиров, специализированной техники, не остановились грузопотоки. Необходимо создавать и систему по ремонту тротуаров. На сегодняшний день в городе тротуаров нет. То, что мы привыкли называть тротуарами, - это всего лишь направления для пешеходов. Настоящий тротуар - это ровная мостовая или брусчатка, с бордюрным камнем, озеленением, без провалов. На это мы уже фактически не обращаем внимания, так как денег не хватает на более насущные цели.

- А сколько необходимо денег на полноценное содержание дорог?

- По существующим нормативам летом на содержание дорог нужно не менее 77 миллионов рублей, зимой - 155 миллионов. В проекте городского бюджета на 2004 год на содержание дорог города запланировано выделить 20 млн. рублей. Летом эти деньги тратятся на то, чтобы помыть город и подобрать мусор, зимой - вывезти снег, обеспечить безопасность движения и устранить гололед на дорогах.

- А что с дренажно-ливневой системой?

- Ее необходимо срочно ремонтировать. Водоотвод находится под дорожным покрытием, и от его изношенности зависит, как часто приходится ремонтировать дороги. На сегодняшний день на ремонт дренажно-ливневой системы требуется 60 миллионов рублей, ведь 68 процентов так называемой "дренажки" сделано в деревянном исполнении в 1934-1936 годах. Второй проблемой дренажно-ливневой системы является нахождение города в ровной болотистой местности. В связи с этим, нижняя точка ливневой системы коллектора в водоотводе в центральной части города расположена глубже 7 м (то есть подземные коммуникации расположены на большей глубине по сравнению с Центральной Россией). Именно поэтому работы по реконструкции дренажно-ливневой системы являются такими трудоемкими и дорогостоящими.

- Какие еще есть проблемы у вашего управления?

- Зимой одна из главных проблем - свалка снега. Площадки для нее есть у каждого района. По существующему природоохранному законодательству ни одна свалка, даже снеговая, не может располагаться ближе, чем в километре от береговой линии. Поэтому, снег приходится вывозить очень далеко, и стоимость содержания свалок возрастает. Например, из Октябрьского округа снег вывозят на Окружное шоссе.

Я смотрю на дорогу, как на живой организм. Без соответствующего ухода он начинает хиреть и умирать. А без хороших дорог начинает хиреть регион, нищать население. Не имея хороших дорог, наивно было бы мечтать о каком-то экономическом росте и социальном благополучии".