Верховная рада Украины отказалась включить в повестку дня законопроекты «О внесении изменений в некоторые законы Украины об обеспечении надлежащей организации избирательного процесса выборов народных депутатов Украины», а также «О внесении изменения к закону Украины „О выборах народных депутатов Украины“ об обеспечении реализации конституционных избирательных прав участников АТО на внеочередных выборах народных депутатов Украины». По замыслам разработчиков, эти поправки должны были «гарантировать» участие в голосовании бойцов «добровольческих» батальонов в зоне «антитеррористической операции».

Как ранее заявляла заместитель главы Центральной избирательной комиссии Украины Жанна Усенко-Черная, у «мобилизованных и добровольцев есть большие проблемы, ввиду того, что у них отсутствует паспорт на руках, а по военному билету могут голосовать только военнослужащие». ЦИК передал пас на поле Верховной рады, но мяч отбили силами фракции «Батькивщина». Обосновывая свое решение на сессии парламента, депутат Александра Кужель, то и дело сбиваясь на русский язык, пояснила, что «Батькивщина» боится «каруселей» и иных «черных» технологий, когда в окопы, где сидят несколько сотен бойцов, привезут несколько тысяч бюллетеней. По словам ее коллеги, депутата Андрея Сенченко, предложенный законопроект является «чистой воды попыткой фальсификации результатов выборов». Интересный нюанс. Поправки предложил депутат Леонид Емец, числящийся во фракции «Батькивщина». На деле же он входит в другую силу — «Народный фронт» премьера Арсения Яценюка и спикера парламента Александра Турчинова, образовавшийся после бунта в «Батькивщине» и изгнания «раскольников» Юлией Тимошенко.

Это не единственный скандал, который сопровождает на Украине нынешнюю избирательную кампанию по внеочередным выборам в Верховную раду. Пришедшая на волне государственного переворота «новая власть» стремится не просто зафиксировать ситуативный элитный расклад, но и правовым путем закрепить свое правление. Однако «родовая травма» мешает украинским политическим группировкам в полной мере воспользоваться традиционными механизмами, закрепленными в законодательстве. Во-первых, если власть в Киеве можно взять силой, то кто сказал, что февральский переворот нельзя повторить в очередной раз? Во-вторых, по этой же причине партии и неформальные кланы не доверяют друг другу, подозревая оппонентов в нечестной игре. Тогда и самим незачем церемониться, строго соблюдать букву и дух закона. Отсюда, в-третьих, подсознательная готовность в случае неугодных результатов выборов оспорить их, причем самыми различными методами, включая силовые. Ставки высоки. Новая Верховная рада должна будет решить вопрос о персональном составе кабинета министров и внести поправки в Конституцию, которые определят объем компетенций и полномочий президента, правительства и парламента. Двумя главными политическими блоками, которые сегодня оспаривают первенство друг у друга, являются «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт».

Президентская сила лидирует по социологическим опросам, хотя в последнее время она начала терять популярность. Поэтому, как можно судить, на финише избирательной кампании спурт будет сделан в одномандатных округах. Однако именно мажоритарщиков и ловят чаще всего на нарушениях законодательства. Соответственно, со стороны коалиции премьера и спикера можно предположить инициирование после выборов судебных исков по отмене результатов голосования. Пользоваться этим инструментом, конечно, будут не одни они. Но победит тот, кто возьмет под контроль административный ресурс. Есть проверенное средство. В каденцию президента Украины Виктора Януковича несколько депутатов Верховной рады лишились своих полномочий «благодаря» деятельности своего бывшего коллеги Юрия Каразина. Он создал прецедент отзыва в судебном порядке народных избранников, принявших присягу. Жертвой Каразина стали Павел Балога (округ 71), Александр Домбровский (округ 11), Игорь Марков (округ 133). И если бы не начавшиеся осенью волнения в Киеве, не исключено, что мандата лишились бы еще шесть депутатов из Херсонской, Одесской, Винницкой, Черкасской, Донецкой и Харьковской областей. Сегодня подловить нарушителей будет еще проще. По словам заместителя генерального директора Комитета избирателей Украины Натальи Линник, нынешние выборы продолжили украинскую традицию по подкупу избирателей, более того, в некоторых случаях делать это стало даже менее затратно: «Кандидаты-мажоритарщики устремились в самые дешевые округа, туда, где уровень жизни избирателей ниже. В частности, это такие области, как Кировоградская, Николаевская, Харьковская. Само собой, Донецкая и Луганская области — вне конкуренции. Люди там сейчас в очень критическом положении и с удовольствием получают так называемую материальную помощь от фондов, аффилированных с определенными кандидатами». Слова Линник подтверждает статистика. Как заявил министр внутренних дел Украина Арсен Аваков, с начала избирательной кампании возбуждено 141 уголовное производство по подкупу избирателей, наибольшее количество таких дел зарегистрировано в Запорожской (14), Киевской (11), Харьковской (11), Одесской (15), Житомирской (9), Донецкой (7) областях и в Киеве (14). Так что задел для последующего передела мандатов среди одномандатников создан.

Это как минимум. Однако события могут развернуться и по программе-максимум. Как напоминает председатель харьковского представительства общественной организации «Эффективный собственник» Алексей Романов, 21 февраля 2014 года на тот момент исполняющий обязанности президента Александр Турчинов подписал закон «О возобновлении действия отдельных положений Конституции Украины» (опубликован в "Ведомостях Верховной рады, 2014, №11, ст. 143). В статье 3 говорится следующее: «Верховная рада Украины седьмого созыва, избранная на очередных выборах в октябре 2012 года, осуществляет полномочия, предусмотренные положениями Конституции Украины, принятой на пятой сессии Верховной рады Украины 28 июня 1996 года, с изменениями и дополнениями, внесенными законами Украины от 8 декабря 2004 года №2222-IV, от 1 февраля 2011 №2952-VI, от 19 сентября 2013 №586-VII, до приобретения полномочий Верховной радой Украины, избранной на очередных выборах в последнее воскресенье октября 2017 года». А роспуск Верховной рады и назначение внеочередных парламентских выборов устанавливался августовским указом президента Украины Петра Порошенко №690/2014. Возникает юридическая коллизия — что выше, закон, который сохраняет полномочия нынешних депутатов до 2017 года, или президентский указ? Неформальный консенсус среди украинского политикума определился в пользу решения главы государства. Но это сейчас. В перспективе заложенная правовая «мина» может быть взорвана в любой момент, причем внешними силами. О различной геополитической ориентации президента (на Германию) и нынешнего премьера (на США) в экспертной среде на Украине не говорит сегодня разве что ленивый. Поэтому избирательная кампания по выборам Верховной рады не заканчивается 26 октября. Напротив, все только начинается.