26 ноября в Самарском институте повышения квалификации работников образования (СИПКРО) прошло расширенное заседание коллегии областного департамента образования и науки. На нем, кроме подведения итогов 3 лет эксперимента по введению ЕГЭ, зашел разговор о его эффективности для вузов. Выступавшие ректоры самых крупных вузов области приводили доводы не только в пользу единого госэкзамена, но и против. Выступавшие отметили, что пока эксперимент по введению ЕГЭ не может рассчитывать на подведение даже предварительных итогов, поскольку 3 года - очень малый срок. Чтобы получить результат надо чтобы было с чем сравнивать, а пока система образования вводит все новые и новые параметры об этом не может быть речи. По мнению ректората, необходимо поработать еще пару лет в системе ЕГЭ, но без изменений.

Интересно, что, как показывает опыт, ребята, набравшие 120-130 баллов по ЕГЭ, на классических экзаменах набирают 9 баллов, т.е. значительно больше. Видимо, все-таки ЕГЭ не полностью раскрывает уровень знаний абитуриентов. Также в условиях ЕГЭ умирает идея профильности в школьных классах.

Как рассказал ректор Самарского госуниверситета Геннадий Яровой, в этом году в университете набор выпускников проводился 50/50 - по системе ЕГЭ и по классической системе. Самый низкий конкурс был при наборе по классической системе, однако, по словам Ярового, именно эти студенты оказались ориентированными на выбранные ими специальности. Те же, кто сдавал экзамены по системе ЕГЭ, профессионально не ориентированы. "Они подают документы сразу в несколько вузов и просто поступают туда, куда принимают", - отметил Яровой. А затем начинаются переводы с одного факультета на другой и отчисления, потому что "не туда поступили". По его словам, единственный выход - отбор талантливых молодых людей с помощью олимпиад. Для этого надо проводить в каждом вузе олимпиады и четко фиксировать победителей, чтобы при поступлении дать им дополнительный шанс. Ректоры других вузов поддержали это предложение.

Среди проблем упоминалось бесконтрольное открытие негосударственных вузов и филиалов, в результате которого получается огромный переизбыток специалистов, которым просто негде работать. С другой стороны - колоссальный недобор в селе врачей и учителей, поскольку городские туда не едут и работают по этим специальностям только уроженцы сельской местности. Также среди тревожных тенденций ректоры назвали то, что абитуриенты совсем разучились писать сочинения. А ведь это единственный экзамен, позволяющий выявить настоящий уровень владения словом, уровень образования выпускника.

По словам проректора Самарского государственного технического университета Бориса Штрикова, назревает также проблема переизбытка медалистов - большая их часть не подтверждает своих знаний на экзаменах. Следовательно, пора ужесточить систему выдачи медалей в школах. Также, по его мнению, 100% ЕГЭ - открытые ворота для ГИФО. "ГИФО еще добавит нам забот". Введение государственного именного финансового обязательства (ГИФО) вообще вызвало наибольший протест у выступавших.

В целом в 2003 году по системе ЕГЭ было сдано 55,5% всех экзаменов. 41% выпускников сдавали обязательные экзамены, 14,7% учащихся выбрали экзамен "по выбору" в форме ЕГЭ. В областных вузах 56% всех специальностей было выставлено на принятие по ЕГЭ. 43% из числа поступавших было зачислено на специальности. Количество выпускников из сельских районов, воспользовавшихся ЕГЭ, увеличилось на 1,5%, - сообщает www.SAMARA.ru.