Сегодня, 16 октября, президент Украины Петр Порошенко отправляется на саммит форума «Азия — Европа» («АСЕМ»), который пройдет в Милане. В Киеве ожидают, что там могут быть достигнуты «важные договоренности» по реализации «мирного плана» урегулирования ситуации на востоке Украины. Также большие ожидания от переговоров Порошенко с президентом России Владимиром Путиным. Но вместе с тем — жестокие бои в Донецком аэропорту продолжаются. Под Дебальцево — постоянные обмены артударами. Под Бахмуткой в Луганской области накануне больше сотни украинских военных попали в крайне сложную ситуацию: СМИ сообщают об окружении, в Совнацбезе говорят о боях, но отрицают блокаду. И это при официально продолжающемся перемирии. Стоит ли ждать его официального срыва и кто в Киеве может его спровоцировать?

Здесь несколько факторов. Как уже было отмечено, накануне украинские силовики сообщили о том, что очередная колонна украинских военных — больше сотни человек — попали в окружение в Луганской области. Перед встречей в Милане это может быть использовано для обоснования срыва договоренностей. С одной стороны, военные столкновения не прекращались. С другой, вновь завести солдат в окружение при формальном «перемирии» — это или явный просчет военного руководства, или преднамеренный шаг.

Следующий фактор — намеченные на 26 октября досрочные парламентские выборы. Срыв перемирия крайне невыгоден перед выборами Петру Порошенко. Ведь это был его основной посыл — «я несу вам мир». Зато он может быть выгоден тем политическим силам, которые изначально критиковали «миротворческие» планы президента и при этом оказываются на грани попадания в новый парламент. В первую очередь это «Батькивщина» Тимошенко. Но ее влияние на военное командование сегодня сведено к минимуму. Поэтому есть ли реальные ресурсы для срыва перемирия у этой политической силы — вопрос открытый.

С другой стороны — возможно участие «Народного фронта». Сейчас и Арсений Яценюк, и Александр Турчинов являются представителями власти. Что будет после выборов — неизвестно. Да, конечно, по некоторой информации, Яценюк останется премьером и в новом Кабмине — мол, по этому поводу есть уже договоренность с американцами. Но 21 февраля все украинские политики подписали договор с европейскими лидерами о перемирии и поиске политического компромисса — что с этой бумажкой стало, все могут наблюдать на улицах Украины. Поэтому они вполне могут быть заинтересованы в срыве выборов за счет новой активизации военных действий.

Третий возможный актор срыва перемирия — украинский генералитет. Ясно, что в министерство обороны Петр Порошенко на данный момент назначает далеко не ключевых и не самых авторитетных командиров высшего звена. Ясно, что они основные выгодополучатели от войны — впервые на украинскую армию выделяются огромные деньги, никем не контролируемые. И им мир абсолютно ни к чему. А устроить срыв перемирия — дело одного или нескольких приказов. Все равно никакая ответственность даже в случае провала дела не грозит — зато вполне возможен реальный приход к власти.

Далее — экономический фактор. Несмотря на то, что перемирие было необходимо для исправления критической экономической ситуации, особого улучшения нет. Газовый вопрос не решен, гривна на грани дальнейшего падения, крупнейшие предприятия Украины (например, ЗАЗ и «Южмаш») на грани банкротства, начинается передел собственности (рейдерский захват Одесского НПЗ), нехватка угля и электроэнергии. Здесь, с одной стороны, Порошенко кровь из носу надо исправлять ситуацию в надежде на зарубежную финансовую помощь. Если же не получится, то придется возобновлять войну — но уже после выборов.

Между тем самопровозглашенные республики также в непростой ситуации. Боевые действия не прекращаются, финансов нет, темпы восстановления инфраструктуры оставляют желать лучшего, единовластия нет, насколько реально готовы к зиме — не ясно, электростанции, которые питают энергией населенные пункты в ДНР и ЛНР, находятся под контролем украинских военных. Денег на соцвыплаты и зарплаты людям, кажется, нет. Поэтому республики пытаются провести выборы — чтобы создать работоспособные парламенты и выбрать полноценных глав самопровозглашенных гособразований. Но украинский МИД уже заявил о готовности сделать все, чтобы сорвать эти выборы. Что именно «всё» — пока не совсем ясно. Возможно, Киев будет готов пойти и на нарушение перемирия. Или же перемирие де-юре продолжится. А де-факто военные действия, которые и так продолжаются, выйдут на новый уровень. Но здесь многое будет зависеть в том числе и от переговорного процесса в Милане.

Некоторый оптимизм внушает подписание Турчиновым закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей и реакция на это подписание в ДНР и ЛНР. Она демонстрирует, что стороны все еще могут перенести конфликт из военной плоскости в политическую.

Политический обозреватель Иван Лизан, анализируя для ИА REGNUM возможный срыв «перемирия», заявил следующее: «Когда будет окончательно сорвано „минское перемирие“ — точно не известно, однако оно устраивает только одну из сторон битвы за Украину. Евросоюз, ранее горячо поддерживающий киевскую хунту, теперь постепенно отмежевывается от неё. Впрочем, это неудивительно: Киеву поставлена задача сорвать транзит газа в ЕС, а потому креатура США — Арсений Яценюк — так горячо вмешивается в ход газовых медийных препирательств и выступает горячим противником газового диалога. Россия заинтересована в перемирии, как и руководство ДНР и ЛНР. Республикам необходимо пережить зиму, создать кое-какое подобие государства на подконтрольных территориях.

Москва же даёт украинским нацистам опростоволоситься и сожрать друг друга. За холодное время года жители Украины должны выстроить в своих головах причинно- следственную связь между киевскими нацистами и холодом, нищетой и крахом всех жизненных мечтаний. К весне, если все пойдёт по плану, ополчение должно перейти в наступление, а массы должны приветствовать расширение власти Новороссии после ужасов жизни под хунтой.

А вот США и подконтрольный им Киев всячески заинтересованы в срыве перемирия. Во-первых, у Киева стремительно разлагается армия, которой к весне просто не будет. Во-вторых, массы начнут прозревать. В-третьих, в стране неизбежен дефолт. Единственный способ хоть как-то смягчить удар по власти — это именно война. Она списывает всё. США нужны поводы для дальнейшего ужесточения риторики и санкций в отношении России. Нужны поводы для принуждения к этому Брюсселя. Нужен срыв транзита газа и экспорт нестабильности в Россию. Необходимо связать воедино исламистов ИГИЛ, украинских нацистов и среднеазиатских экстремистов в один антироссийский фронт. США пребывают в условиях цейтнота, а потому раскачка обстановки неизбежна. Собственно, она уже раскачивается, так как после февральской революции новая, уже октябрьская революция, стала лишь вопросом времени. Как и срыв перемирия».