Командир украинского «добровольческого» полка «Азов» Андрей Билецкий рассказал в эфире Еспресо-TV, граждане каких стран воюют на их стороне. «Мы, откровенно говоря, на 50% русскоязычный батальон. У нас есть такой грех, как большое количество грузин, шведов, итальянцев, французов, греков, англичан, ирландцев, словаков, все эти люди воюют за Украину. Я прошу, чтобы им предоставили гражданство», — заявил Билецкий. Он уточнил, что иностранные «добровольцы» все являются «правыми», даже грузины. Причем 40% приехали на Украину, чтобы отказаться от своего гражданства и стать гражданами Украины. Комбат добавил, что у одного из его добровольцев, шведа по национальности, здесь есть семья и он не хочет ехать в Швецию, потому что чувствует себя украинцем.

Схема привлечения любителей приключений из чужих стран и дальнейшей их легализации в свое время была опробована на Балканах. Согласно данным американской разведки, Босния, Косово и Албания сегодня стали основными пунктами вербовки исламских радикалов для войны в Ираке и Сирии. А появились джихадисты в регионе во время конфликта в Боснии (1992-1995 годы), куда они прибыли как арабские мусульманские добровольцы, чтобы сражаться на стороне боснийских мусульман. После Дейтонского мирного соглашения многие из них вернулись в свои страны. Однако многие получили гражданство Боснии за «военные заслуги» или как мужья боснийских женщин. С этого и началось становление сообщества боснийских фундаменталистов, особенно в центральной части страны и на северо-востоке. Что касается украинских «добровольцев», то с ними есть проблема, которая затрагивает не только иностранных граждан, но и непосредственно местных уроженцев. В августе этого года еженедельник «Зеркало недели» прогнозировал бойцам таких батальонов («Донбасс», «Азов», «Айдар», «Правый сектор», «Шахтерск», «Киев» и многие другие) возможность стать фигурантами уголовных дел после завершения боевых действий. Дело в том, что эти отряды лишь частично введены в правовое поле, будучи формально подчиненными Национальной гвардии, министерству обороны и МВД. При этом, уточняет директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник, все лица, которые служат в Вооруженных силах, считаются мобилизованными, а «добровольцы» — в отрядах территориальной обороны, в частях, подчиненных МВД, в отрядах Национальной гвардии, которые являются частью МВД. По бумагам бойцы батальонов числятся как призывники. Директор по стратегическим вопросам Украинского Хельсинкского союза Михаил Тарахкало отмечает: если Украина признает на своей территории деятельность «добровольческих» батальонов, она должна нести ответственность за их действия как перед третьими лицами, так и перед участниками этих самых батальонов и их семьями.

Поэтому перед «добровольцами» встает вопрос политического прикрытия — кто-то на самом высоком уровне должен гарантировать им «отпущение грехов» на всю оставшуюся жизнь. За бойцов батальонов отвечает министр внутренних дел Арсен Аваков, а за Вооруженные силы — президент Петр Порошенко. Кадровые военные негативно относятся к «добровольцам», те отвечают армии взаимностью. Президент в этой ситуации вынужден маневрировать. Он принял отставку министра обороны Валерия Гелетея, который является его доверенным лицом, назначив на его место командующего Национальной гвардии, выходца из МВД Семена Полторака. И перенес празднование Дня защитника Отечества с 23 февраля на 14 октября, которое считается также днем создания Украинской повстанческой армии (УПА). «Смену вех» торжественно отпраздновали бойцы полка «Азов», члены «Правого сектора» и других радикальных организаций. Вечером 14 октября они прошли маршем в столице, скандируя лозунги: «Слава Украине! Героям слава!», «ОУН-УПА — державне визнання!», «Москалів на ножі!».

Однако уступки Порошенко носят специфический характер. По мнению ряда наблюдателей, увольнение Гелетея может стать промежуточным решением перед назначением его на другой ответственный пост. Это, во-первых. Во-вторых, хотя в пресс-службе министерства обороны официально заявили, что рады переносу празднования Дня защитника Отечества, как пишет киевская газета «Вести», в разговоре без диктофона военные разочарованы. «Политическое решение. Мы не имеем отношения к УПА, а теперь наш праздник будут ассоциировать с воинами-бандеровцами, которые сыграли в истории весьма сложную роль», — рассказал изданию офицер Генштаба. Соответственно, между «добровольцами» и кадровыми военными проведена еще одна линия раскола. В-третьих, интригу с рядовыми бойцами батальонов и их командирами запустили руководители избирательных штабов по выборам в Верховную раду. В списках политических партий обнаружились многие из комбатов. Так, комбат «Миротворца» Андрей Тетерук и комбат «Днепр-1» Юрий Береза идут по списку «Народного фронта» премьер-министра Арсения Яценюка. «Радикальную партию» Олега Ляшко дополнили комбат «Айдара» Сергей Мельничук, комбат «Луганск-1» Артем Видко и замкомандира «Азова» Игорь Мосийчук. Комбат «Донбасса» Семен Семенченко попал в список партии «Самопомощь» мэра Львова Андрея Садового. По одномандатному округу в Киеве баллотируется глава «Азова» Билецкий. По словам советника министра внутренних дел Антона Геращенко, командиры «добровольческих» батальонов идут в Верховную раду для того, чтобы прекратить «бардак» в силовых структурах и противостоять «узурпации власти на Украине, если кому-то это захочется сделать по примеру Януковича». Однако не исключено, что комбатов таким образом выводят из-под удара, дав им возможность получить парламентскую неприкосновенность. Для рядовых бойцов остается закон, который в случае победы президентской силы может оказаться к ним весьма суровым. Включая иностранных граждан, чье участие в боевых действиях на Украине наверняка заинтересует также европейские спецслужбы.