Правительство Белоруссии 23 августа приняло постановление №819 о значительном повышении оплаты труда отдельным категориям работников системы здравоохранения с 1 сентября. Получив сентябрьские зарплаты, белорусские врачи не обнаружили ожидаемых надбавок, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Постановлением № 819 предусмотрено повышение тарифных ставок (окладов) отдельным категориям работников здравоохранения на 30-60%. В Совмине пояснили, что благодаря принятому документу зарплата в сфере здравоохранения через повышение тарифных окладов медицинских работников «вырастет в среднем на 15 процентов».

Предполагалось, что после вступления постановления в силу с 1 сентября отдельным категориям врачей-специалистов оклады будут повышены на 50 %; санитаркам скорой (неотложной) медицинской помощи — на 40%; младшим медицинским сестрам по уходу за больными, няням, сестрам-хозяйкам и санитаркам оклады будут увеличены на 30%; медработникам со средним специальным образованием — на 40 %; участковым медсестрам, помощникам врача по амбулаторно-поликлинической помощи, медсестрам общей практики, фельдшерам, медработникам фельдшерско-акушерских пунктов и медицинским работникам, имеющим среднее медицинское образование, оказывающим скорую (неотложную) медицинскую помощь — на 50 %; участковым врачам-терапевтам и врачам-педиатрам, врачам общей практики, а также врачам-специалистам, оказывающим скорую (неотложную) медицинскую помощь, — на 60 %.

На самом деле, как свидетельствуют расчётные листки и реально полученные деньги, зарплаты белорусских врачей, попадающих под указанные в постановлении «отдельные категории», выросли куда скромнее. Так, врач первой категории одной из минских клинических больниц с окладом около 1,3 млн белорусских рублей (около 100 евро в эквиваленте) получил надбавку примерно на 50% от этой суммы, а должен был, согласно постановлению, получить повышение оклада на 50%. Повышение оклада влечёт за собой рост различных надбавок, коэффициентов и т.п., которые и составляют львиную долю зарплаты.

Выходит, Минздрав Белоруссии решил сэкономить на зарплатах врачей и младшего медперсонала, направив предусмотренные правительством деньги на иные нужды. Возможно, в данной ситуации можно вести речь об изменившихся планах Совмина. В любом случае правительственные чиновники должны были предусмотреть реакцию врачей на цифры в зарплатных ведомостях и попытаться хоть как-то прояснить ситуацию, чего не случилось.

Помимо странной ситуации с несостоявшимся повышением зарплат белорусских врачей — не тех, кто занимает кресла «замглавврачей по идеологии», а трудящихся непосредственно в операционных, беспокоит странный подход администраций клиник к распределению средств от платных услуг. Например, если в больницу поступил иностранец и ему проведена сложная операция, то непосредственным исполнителям положено до 20% от стоимости данной услуги. Реально же, как показывает практика, в большинстве случаев врачам достаётся около 8%. Куда уходят остальные деньги — никто толком объяснить не может, хотя непосредственные исполнители имеют право знать, кого они поддерживают в непростые времена, которые в постсоветской республике неоправданно затянулись.

Как сообщало ИА REGNUM, в декабре 2013 года сотрудники станции скорой медицинской помощи Минска обратились к властям с требованием решить проблему критического состояния данного госучреждения здравоохранения. «Крайне низкая, не соответствующая нашему образованию, квалификации и ответственности заработная плата. Для того чтобы просто выжить, вынуждены работать на нескольких работах, значительно больше нормы. Это негативно сказывается на качестве выполняемой работы и здоровье персонала. Врач (фельдшер), получающий копейки, не может думать о больных. Кадры в медицине — это все. В большинстве своем на „скорой“ работают грамотные, отзывчивые люди, которые спасают людей, и хотят этим заниматься дальше. Но сколько можно такой оплатой унижать медицинских работников?», — сказано в документе. По мнению медиков, исправить ситуацию может принятие закона «О скорой медицинской помощи», изменение ПДД и «срочное повышение окладов медицинского персонала скорой помощи, как минимум в два раза».