«Устойчивое большинство правых и даже ультраправых партий в Сейме Латвии означает, что курс на закрытие русских школ, на выдавливание русского языка, на подавление прав национальных меньшинств, на ограничение свободы слова и передвижения будет продолжен и примет более решительные формы», — заявил порталу Ves.lv координатор Совета общественных организаций Латвии, историк Виктор Гущин, комментируя итоги недавних парламентских выборов.

В целом Гущин расценивает результаты парламентских выборов как очень тревожные для русской общины Латвии. По его словам, крупнейшая партия в Сейме, опирающаяся на голоса русских и русскоязычных избирателей, далеко не всегда и не во всем может служить опорой и оплотом русской лингвистической общины Латвии. «Социал-демократическая партия „Согласие“ является объединением русскоязычного среднего класса и русскоязычного чиновничества, которые заинтересованы в сохранении своих экономических позиций и в экономическом сотрудничестве с Россией. Поэтому „Согласие“ называют прорусской и пророссийской партией. Но если брать жизненно важные для русской общины вопросы, то мы увидим, что „Согласие“ занимает зачастую антирусскую и недемократическую позицию. Отстаивание „Согласием“ пророссийских экономических позиций, к сожалению, не означает, что это соответствует интересам русской лингвистической общины Латвии», — сказал Гущин.

Он также остановился на анализе причин, приведших к поражению на выборах Русского союза Латвии (РСЛ). Виктор Гущин назвал четыре причины неудачи РСЛ. «Определяющей причиной поражения РСЛ на парламентских выборах явилось отсутствие у этой партии административного ресурса и достаточного финансирования для проведения более мощной предвыборной кампании. Это было необходимо, тем более что в предшествующие три с половиной года партия проявила себя лишь эпизодической активностью. Другая причина связана, на мой взгляд, с названием партии — переход от интернационального названия ЗаПЧЕЛ За права человека в единой Латвии« — прим. ИА REGNUM) к чисто русскому названию мог привести к сужению электората. Интернациональное название партии мне кажется более правильным. Украинские события, в ходе которых люди уничтожаются только за то, что они русские и говорят по-русски, сильно повлияли на умонастроения избирателей и могли вселить в определенную часть электората страх, что подобная трагедия может повториться и в Латвии. А власти, со своей стороны, немало посодействовали возникновению и усилению такого страха у части русскоязычного электората. Таким образом, в момент голосования определение „русский“ в названии партии могло сыграть против РСЛ», — сказал Гущин.

Третью причину поражения РСЛ Гущин видит в эксплуатации партией крымской тематики во время предвыборной кампании. «Близко к центру своей избирательной кампании РСЛ поставил тему Крыма, что могло оттолкнуть не только латышей. И в русской общине Латвии отношение к этой теме неоднозначное. Акцент на крымской теме внес раскол в среду русскоязычного населения Латвии. Украинские события вообще крайне негативно повлияли на единство русскоязычного электората», — пояснил Гущин.

И, наконец, неизвестно, сколько в действительности осталось в стане русскоязычного электората, «Русскоязычного населения, обладающего правом голоса, могло оказаться намного меньше, чем нам рисуют отчеты статистического управления», — подчеркнул координатор Совета общественных организаций Латвии. В целом он не считает состоявшиеся выборы демократическими и по-настоящему легитимными. «Это псевдовыборы. 282 тысячи постоянных жителей Латвии, так называемые неграждане, не имели права участвовать в голосовании», — заключил общественник.

Напомним, согласно официальным данным Центризбиркома, партия «Русский союз Латвии» на выборах 4 октября не смогла преодолеть необходимый для работы в парламенте пятипроцентный барьер, в общей сложности набрав 14 344 голоса и оставшись за бортом с 1,58%.