Дагестанские ученые одобряют возможность «скорректировать» единые учебники с помощью региональных пособий

Махачкала, 14 октября 2014, 19:11 — REGNUM  Дагестанские ученые высказываются за возможность «скорректировать» преподавание истории, литературы и русского языка с помощью применения при обучении этим предметам дополнительных к базовым учебникам региональных пособий. Как рассказал ИА REGNUM профессор Дагестанского государственного университета Имамутдин Сулаев, изначально идея с созданием единых учебников по истории, литературе и русскому языку была непродуманной и законопроект, внесенный в Госдуму, о применении разных пособий напрашивался.

«В первую очередь, идея с базовым учебником не подходит для истории, так как исторические процессы и личности, населяющие нашу необъятную Россию, для разных регионов и народов могут иметь разное значение. Историю нельзя загонять в одни рамки, для историка и для думающего ученика надо давать возможность для размышления, должен быть доступ к различным подходам к изучению того или иного события. Вместе с тем идея эта хороша для ответов на ЕГЭ, потому что там требуется стандартный подход и, когда дети отвечают так, как учили в своем регионе, результат не совпадает с правильным ответом. Хорошо это и для преподавателей, которым не придется метаться в поисках разных источников и можно учить по базовым учебникам. То, что регионам дали возможность корректировать и учитывать местные особенности, это очень хорошо и этим непременно надо будет воспользоваться. Вопрос в том, кто будет вносить эти изменения, кто будет утверждать. Сможет ли региональное министерство образования привлечь к разработке региональных пособий именно тех специалистов, которые бы беспристрастно отнеслись к делу? Тут, как говорится, дело техники. Вопрос в том, как регионы смогут воспользоваться полученным правом», — отметил ученый. При этом также добавил, что идеальным было бы, если бы Министерство образования РФ утвердило несколько учебников, а право выбирать из них оставили бы за школой или за регионом.

Мнения о том, что возможность учитывать региональный компонент повлияет на образовательный процесс с положительной стороны, придерживается и кандидат исторических наук Шахбан Хапизов. Вместе с тем он считает, что необходим единый учебник с единой концепцией, но при этом нельзя перегибать палку, то есть подавать те или иные события слишком однобоко или же поддаваться тем или иным политическим пристрастиям.

«При утверждении единой программы необходимо руководствоваться общегосударственными принципами, но вместе с тем автор должен учитывать региональные особенности при „корректировании“. Те региональные пособия, которые будут дополнять основной учебник, тоже должны пройти через фильтр на региональном уровне. У нас в Дагестане с изданием учебников в последнее время возникла проблема. Существовавший долгое время Дагестанское учебно-педагогическое издательство (Дагучпедгиз) развалился. Те учебники истории, которые были изданы и которые, на мой взгляд, вполне могли бы быть использованы в качестве учебных пособий для дагестанских школ, почему-то остались без внимания. Возможность корректировать базовые учебники необходимо использовать в целях оптимизации процесса издания региональных учебников», — отметил Хапизов.

Кроме того, ученый подчеркнул, что авторам единых учебников необходимо избегать оценки тех или иных исторических личностей, которые могут вызвать много споров. К примеру, генерал Ермолов в российской историографии является героем Гражданской войны 1812 года, а для кавказцев он воплощал в себе только тиранию и необоснованный деспотизм по отношению к ним. По словам историка, автор должен учитывать эти моменты и отойти от эмоциональной оценки деятельности Ермолова, а передавать только факты.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, 9 октября депутаты «Единой России» внесли в Государственную думу РФ законопроект, позволяющий регионам дополнить базовые учебники по русскому языку, истории и литературе региональными пособиями.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.