Для повышения потенциала роста экономики РФ надо провести структурные реформы. Константин Андрианов

Москва, 13 октября 2014, 18:55 — REGNUM  Обострение и без того непростой геополитической ситуации вокруг России повлекло за собой ощутимое и устойчивое замедление темпов роста российской экономики. В этих условиях просто необходимо рационализировать и оптимизировать макроэкономическую политику, дабы минимизировать потенциальные прогнозируемые риски и прежде всего связанные с нарастанием инфляционных процессов и угрозой спада производства. В настоящее время рубль испытывает колоссальное давление, ввиду прежде всего вбрасывания с Запада в мировое информационное пространство очередных заявлений об экономических санкциях в отношении России, а также из-за продолжающегося обострения ситуации на Украине и ускорения оттока капитала из России (на что валютный рынок мгновенно реагирует в силу своей гиперчувствительности и волатильности).

В настоящее время экономика России пребывает в состоянии стагнации и находится на грани рецессии (в первом полугодии 2014 г ее рост составил только 0,8% по сравнению с 0,9% за аналогичный период 2013 г.). Сейчас российская экономика функционирует практически на пределе своих потенциальных возможностей.

Не прекращающаяся геополитическая напряженность вокруг России, в частности санкции и антисанкции, и ожидания ее дальнейшей эскалации повышают неопределенность и негативно сказываются на развитии российской экономики. Это усиливает отток капитала, который к сентябрю уже достиг 75 млрд долларов, что выше чем за весь 2013 г., и скорее всего, по итогам года превысит отметку в 100 млрд долларов США. Это удешевляет рубль и вызывает инфляцию, которая на начало сентября в годовом выражении составила 7,6% и поэтому, естественно, превысит по итогам 2014 г. отметку в 8%, так что запланированного ЦБ ее снижения до 5-5,5% ждать уже не приходится. Усугубляет ситуацию продолжающееся вот уже второй месяц снижение мировых цен на нефть.

Правительство России одобрило проект бюджета на 2015-2017 гг. с дефицитом 0,6% ВВП. При этом в нем нет традиционной финансовой подушки в виде разницы между закладываемой и ожидаемой ценою на нефть,которая, как известно, обеспечивает более 50% доходов.

А нефтяные котировки уже сейчас ниже, чем прогнозируемые при проектировке бюджета. В конце сентября цена на нефть опустилась до минимального значения за 2 года — 95,37 долларов. Поэтому стоит ожидать, что в случае сохранения текущих цен на нефть или продолжения их снижения (а объективных предпосылок к их росту нет ввиду продолжающегося замедления экономического развития в Европе и Китае, а также сланцевой революции в США), главным потенциальным источником покрытия роста дефицита станет дальнейшая девальвация рубля, уровень которой уже за неполный 2014 г. составил почти 25%.

Учитывая все сложившиеся обстоятельства, перспективы экономического развития России представляются весьма неблагоприятными.

Так, по ожиданиям экспертов рост российского ВВП составит примерно 0,2 % в 2014 г. и порядка 0,5% в 2015 г. При этом прогнозы в основном постоянно ухудшаются. МВФ и ВБ, прогнозируют потенциальный рост российской экономики в 2015 году около 1,2%, правда с оговоркой о существующих рисках ухудшения данных прогнозов. По расчетам ЦБ, рост ВВП в 2015-2016 гг. составит 0,9-1,9%, а по прогнозу МЭР в 2,5-3,3% ( на 2014 г. — 0,5%). Очевидно, что данные значения в сложившихся условиях недостижимы.

Если по итогам 2014 г. да и 2015 г. динамика ВВП РФ останется в «зеленой» зоне (не опустится ниже 0), это уже будет хорошо, с учетом сложившейся макро- и внешнеэкономической конъюнктуры.

Для повышения потенциала роста российской экономики потребуется ужесточить финансовую дисциплину, провести структурные реформы в направлении увеличения доли промышленных отраслей в структуре ВВП и экспорта. В настоящее время в структуре экспортной выручки России до 2/3 составляет доля экспорта нефти и газа, а с учетом прочих видов сырья, общая его доля в российском экспорте находится в районе 80%. Потребуется диверсифицировать своё присутствие на мировых рынках. Представляется, что этому, в частности, должно поспособствовать ожидаемое завершение принятия проекта ФЗ «О промышленной политике РФ».

Справка ИА REGNUM:

Константин Андрианов, профессор ВШГУ РАНХиГС при Президенте РФ и кафедры ГМУ РЭУ им.Плеханова, член Экспертного Совета Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.