Эксперт: Московская школа должна обеспечить льготные категории младших учеников бесплатной продленкой

Москва, 13 октября 2014, 16:18 — REGNUM  Администрации образовательных учреждений Москвы совместно с управляющими советами столичных школа самостоятельно должны принять решение, создавать в конкретном образовательном учреждении для части семей группы продленного дня или использовать имеющиеся финансовые ресурсы на иные дополнительные потребности семей. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил председатель межрайонного совета директоров СВАО Москвы, директор гимназии №1573 Александр Антипов, комментируя вопрос о возможном введении образовательными учреждениями платы за пребывание учеников в группах продленного дня.

«В федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ „Об образовании в Российской Федерации“ обязательное наличие группы продленного дня в школе не оговорено. Однако, в связи с тем, что финансирование московских школ не уменьшилось и образовательные учреждения получают его в полном объеме (общей суммой), возможность создания таких групп у учреждений сохранилась (п. 7 ст. 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ „Об образовании в РФ“). В начале августа в СВАО прошли заседания и рабочие группы по выработке образовательной политики в округе на предстоящий учебный год и рассматривались вопросы организации второй половины дня в образовательных учреждениях, разрабатывались общие подходы в этом вопросе, — сообщил Антипов. — При этом, если школа открывает именно как услугу группу продленного дня в соответствии со статьей 66 федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ „Об образовании в Российской Федерации“, то она имеет право (но не обязанность) взимать родительскую плату за присмотр и уход. При этом в соответствии с законом школа должна обосновать введенную стоимость и утвердить ее у учредителя (окружного управления образования). В то же время благодаря солидному общему финансированию образовательные учреждения имеют возможность снизить размер указанной платы решением Управляющего совета или не взимать ее с отдельных категорий родителей несовершеннолетних обучающихся (имеющих детей-инвалидов, инвалидов — членов семьи, статус многодетной семьи, малообеспеченных и опекаемых)».

«Администрация образовательного учреждения совместно с управляющим советом самостоятельно должны принять решение, создавать в конкретном образовательном учреждении для части семей группы продленного дня или использовать имеющиеся финансовые ресурсы на иные дополнительные потребности семей, — отметил Антипов. — В округе есть примеры, когда в среднем звене, где у детей и родителей наблюдается запрос на более качественные услуги, вместо ГПД, администрация привлекает высокопрофессиональных педагогов-предметников, заинтересовывая их достойной зарплатой за подготовку во второй половине дня олимпиадников, организацию различных проектов с детьми, в том числе через систему дополнительного образования. Сегодня многие топовые школы продумывают организацию комплексных образовательных услуг через ДО, формируя насыщенный учебный план второй половины дня, имея востребованные дополнительные программы и бюджетное финансирование на них».

В соответствии со статьей 101 закона об образовании №273-ФЗ организация может осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг, добавил эксперт. «Организация дополнительных платных услуг и размер родительской платы — это степень доверия родителей к образовательной организации, оценка качества оказываемых образовательных услуг. Родительская плата становится механизмом влияния на повышение качества предоставляемых услуг и эффективности образования, — полагает он. — Учитывая высокий образовательный запрос родителей, Управляющим советом может быть принято решение перевести услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности на внебюджетную основу с целью увеличения вариативности и качества предоставляемых услуг за счет роста экономической эффективности. Для расширения возможностей выбора ребенка и реализации программ социально-педагогической направленности, принимая во внимание востребованность нахождения ребенка в образовательной организации во второй половине дня, до окончания рабочего дня родителей, предоставление различных общеразвивающих воспитательных программ (»Вторая половина дня", «Тьютор 1», «Тьютор 2»), в соответствии с решением управляющего совета образовательного учреждения может планироваться на платной основе".

Расчет стоимости платной услуги должен производиться на основании калькуляции, которая включает расходы по возмещению затрат на коммунальные услуги, расходы на заработную плату (согласно штатному расписанию) и на содержание имущества. Образовательная организация вправе определять проценты снижения для льготных категорий семей по согласованию с Управляющим советом учреждения, добавил Антипов. «В этом случае закон „Об образовании в Российской Федерации“ не предусматривает согласования с учредителем размера и стоимости платы за оказываемые дополнительные услуги, не предусмотренные стандартом общего образования и не финансируемые за счет средств городского бюджета. В образовательном учреждении могут быть предусмотрены льготы по предоставлению общеразвивающих воспитательных программ для различных категорий семей», — пояснил он.

Предоставление услуг на платной основе не является нарушением закона и не противоречит действующим нормам, так как не затрагивает интересы граждан в части, касающейся общего образования, подчеркнул Антипов. «Еще раз напомню, что за счет средств бюджета в соответствии с Государственным заданием в 2014-2015 учебном году школами округа планируется во второй половине дня по заявлениям родителей оказание услуг по реализации дополнительных общеразвивающих программ на ознакомительном уровне (1-4-е классы), на базовом уровне (5-9-е классы) и на углубленном уровне (10-11-е классы) по различным направлениям, — сообщил он. — Таким образом, резюмируя, хочется сделать акцент на то, что в школах всегда была и должна остаться прежде всего как социальная услуга — группа продленного дня (ГПД). Сегодня московская школа может себе позволить и должна обеспечить незащищенные (льготные) категории младших учеников за счет своих средств бесплатной ГПД, при этом, формируя стоимость услуги за уход и присмотр образовательной организацией, сообщество директоров СВАО рекомендует установить определенные границы от 1,5 до 2,5 тысячи рублей в месяц за стандартную услугу, учитывая прежде всего свою социальную значимость и ответственность перед населением. При этом у школ остается выбор и возможность зарабатывать на предоставлении других услуг и развивая более качественные и востребованные у населения платные дополнительные образовательные услуги», — резюмировал эксперт.

Напомним, законопроект, запрещающий взимать плату за пребывание учащихся в группах продленного дня, внесла в Государственную думу РФ группа депутатов фракций «Справедливая Россия» и КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым. Законопроект, по словам депутатов, направлен на устранение ошибки, допущенной законодателем при принятии закона «Об образовании в Российской Федерации», установившего в части 8 статьи 66 право учредителя устанавливать плату за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. Инициативой предлагается эту норму из закона «Об образовании в Российской Федерации» исключить.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.