Михаил Блинкин: Платить за проезд по дороге — святое дело

Москва, 13 октября 2014, 15:50 — REGNUM  Строительство платных дорог выгодно и бюджету, и бизнесу, и автомобилисту, но развитие этого вида автодорожного хозяйства в России наталкивается на ряд бюрократических, экономических и даже ментальных препятствий, рассказал 13 октября в интервью корреспонденту ИА REGNUM председатель Общественного совета при Минтрансе РФ, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

ИА REGNUM: Зачем в России нужны платные автодороги?

Российский автомобилист — а нас более 45 млн — капитально недоплачивает за пользование дорогами. Пример очень простой, по Москве и в больших городах он наиболее нагляден, в провинции меньше. Московское правительство потратило на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог и улиц все последние годы — совершенно грандиозные цифры — 180 млрд рублей в 2012 году и 160 млрд рублей в 2013 году. Московские автомобилисты, их где-то 4 млн, заплатили своими налогами в цене бензина и транспортным налогом, наверное, четверть этой суммы. Фактически автомобилисты, особенно крупных городов, являются бенефициарами бюджетной системы наподобие пенсионеров. В этих условиях любое увеличение платежных обязательств автомобилистов — благо, например, дорога в обход Одинцово, святое дело за это платить. Мои друзья-автомобилезащитники на меня за это обижаются, но это чистая правда.

ИА REGNUM: А если расходы государства необоснованно высоки?

Есть объективная сторона дела, а есть легенды и мифы, распространенные в автомобильном народе. Объективная сторона дела заключается в том, что в России достаточно дорого строить дороги, потому что на всей территории Среднерусской возвышенности тяжелые водонасыщенные грунты, а количество переходов через ноль вообще мало кому снилось. Можно жить в жаре, можно жить в холоде, но дорогу разрушают переходы через ноль, у нас они имеют место. Нормальный гранитный щебень, необходимый для приличной дороги, надо везти из Коми или из Карелии. А в Римской империи и в Швеции тот же базальт под ногами лежит. Есть некоторые объективные вещи, отличающие нас от многих наших соседей, более счастливых.

Еще одна объективная вещь: у нас соотношение производительности труда и оплаты труда в массовых строительных профессиях гораздо хуже, чем, к примеру, в Китае, потому что в Китае мало платят. И еще гораздо хуже, чем, например, в Америке, потому что у них очень высокая производительность. Но это объективная вещь, не связанная с нашим моральным совершенством или любовью к воровству.

На эти объективные вещи накладываются традиционные безобразия, которые у нас происходят во всех сферах капитального строительства за государственные деньги со времен Гоголя до наших дней. Но легенды и мифы о том, что наше дорожное хозяйство это «черная дыра», что наши дороги кратно дороже всех зарубежных дорог, это прямое вранье. Я на эту тему даже по некоторым конкретным объектам выкладывал сметы на суд общественности не один раз.

ИА REGNUM: Какую еще пользу приносят платные дороги экономике?

Платные дороги — это лозунг, под которым в дорожное хозяйство приходят внебюджетные, негосударственные деньги. Это тоже чрезвычайно важно, потому что бюджетных денег и раньше не много было на дорожное хозяйство, а сейчас возникли большие трудности, связанные с макробюджетной ситуацией в целом. Если в Удмуртии частный предприниматель строит за свой счет мост, этот мост будет платный, причем существенно платный. Хорошо это или плохо? Там сейчас паромная переправа, вместо нее будет мост, за переправу тоже надо платить, но если они будут платить за мост, по-моему, это хорошо.

ИА REGNUM: Многие автомобилисты считают, что платная дорога — это дорого и неудобно.

Там, где платный участок хорошо построен, разумным образом производится администрирование платежей, пена демагогии (за что мы платим?!) очень быстро сходит. Как правило, имеется закономерное, резонное возмущение народа, если она платная, но плохо построена или неважно, как она построена, но сбор въездной платы очень плохо устроен, мы теряем на этом время и деньги. Если эти справедливые претензии сняты, то народ к этому совершенно нормально относится.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете перспективы строительства платных дорог в нынешней экономической ситуации в России?

Перспективы я оцениваю чрезвычайно сдержанно по одной простой причине: платные дороги у нас связаны с приходом частных денег. Любой крупный игрок на этом рынке привлекает их в качестве кредитных ресурсов. С дешевыми кредитными ресурсами в России и раньше было не очень здорово, сейчас их просто достать негде. Поэтому я оцениваю сдержанно, хотя я достаточно тесно общаюсь с ГК «Автодор», они «землю носом роют». У них есть программы по строительству платных дорог, утвержденные правительством, все, что в человеческих силах, они постараются выполнить. Это очень эффективно работающая мощная компания, которая в этой области произвела некую революцию: это было чистое поле, а сейчас есть проекты, жизнь идет. Они постараются удержаться на плаву, но будет очень трудно.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.