Казахстанские школьники будут полностью обеспечены бесплатными учебниками к 2015 году, пообещал министр образования и науки Аслан Саринжипов на правительственном часе в понедельник, 13 октября.

«Полное обеспечение к 2015 году всех учащихся бесплатными учебниками и учебно-методическими комплексами за счет государственных средств будет реализовываться через поэтапный ежегодный закуп учебной литературы в соответствии с четырехлетним циклом переиздания учебников», — цитирует Саринжипова ИА «Новости-Казахстан». По данным министра, на сто процентов учебниками обеспечены школы Астаны и Алма-Аты, Джамбульской, Мангистауской, Атырауской, Западно-Казахстанской и Павлодарской областей. «В остальных регионах выявлен недостаток учебников», — признал министр. При этом он добавил, что в соответствии с госпрограммой развития образования и поправками в закон «Об образовании» от 24 октября 2011 года предусмотрено предоставление бесплатных учебников для всех учащихся, начиная с 2012 года.

«Стало ясно, что система дает сбой, нужны некоторые изменения. Ключевая проблема — планирование и своевременный закуп учебников. Ежегодно наблюдается недофинансирование местными исполнительными органами, в целом по стране недофинансировано 3,6 процента», — цитирует министра портал Tengrinews. По данным Саринжипова, в числе причин нехватки учебников — процедура заключения договора на закуп: школа выбирает издательство, но не может самостоятельно заказывать учебники, данные собирает управление образования, договор заключают местные исполнительные органы. Кроме того, не учитывается изменение количества учащихся, прирост населения. Также имеется ограниченность местных бюджетов на покрытие физического износа учебников, пришедших в негодность или подлежащих изъятию из библиотечных фондов. В этой связи в процедуру будут внесены некоторые изменения: «До 1 января школы должны представить сведения о потребности в учебниках на следующий учебный год. При этом на основе формул должны быть учтены демографические, районные и городские показатели, планируемое количество вновь зачисленных и количество обучающихся. В то же время школы, управления образования на регулярной основе обеспечивают проведение инвентаризации учебного фонда. Следует регламентировать процесс сдачи использованных учебников в части сроков, оценки их состояния до и после использования», — подчеркнул Саринжипов. До 10 января должен быть утвержден перечень рекомендуемых учебников; до 1 февраля управления образования будут заключать договоры с издательствами; в начале марта будут начинаться конкурсные процедуры по доставке учебников в школы.

Напомним, что перед началом нового учебного года в Казахстане родители учеников выражали возмущение очередями в книжных магазинах, а также тем, что в школах детей не обеспечивают полностью бесплатными учебниками. Позже в Министерстве образования и науки сообщили о том, что сотрудники местных управлений будут наказаны за нехватку учебников в регионах.

Меж тем ранее, 11 августа 2014 года, в ходе пресс-конференции в Астане вице-министр образования и науки Есенгазы Имангалиев заявил, что государство не обязано обеспечивать бесплатными учебниками школьников. «Каждый должен четко знать, что есть нормативно-правовые акты, и согласно им пользоваться бесплатными учебниками имеет право определенная категория детей, которая обозначена в документах: дети-малоимущие, сироты, оставшиеся без попечения родителей. Поэтому данная категория обеспечивается по всей республике — 100 процентов бесплатными учебниками. Именно по этой категории вопросов нет. А вот вторая категория — это ежегодно, это от родителей, от общественности зависит, все вспоминают в преддверии августа, что детей нужно вести в школу, и ажиотажные очереди в книжные магазины, нехватка учебников чаще всего возникают, когда родители стихийно лето провели, и перед началом учебного года начинается ажиотаж, — пояснил тогда вице-министр, добавив информации из своего родительского опыта: — Я могу, например, сравнить. У меня сын в четвертый класс идет. Сначала библиотечный фонд выдает, а потом недостающие учебники мы покупаем. Примерно не больше 60 процентов. Это зависит от школьного фонда».