Депутаты местных самоуправлений охотно баллотируются и на парламентских выборах. С одной стороны, это правильно — ведь в правительство таким образом попадают компетентные специалисты. Однако с другой — далеко не все «слуги народа» проходят испытание на власть и деньги. Об этом в интервью «Латвийскому Радио-4» рассказал председатель Союза самоуправлений Латвии Андрис Яунслейнис.

По словам главы союза, с годами политическое влияние в самоуправлениях только росло, и сегодня его оно абсолютно доминирует над нуждами жителей. «Политическое влияние в муниципальном секторе было и есть всегда, вопрос лишь в том, насколько оно сильно. Наша беда в том, что сегодня политическое влияние в самоуправлениях стало стопроцентным. Никто не смотрит на реальные нужды и это уже привело к плачевным результатам. Приходя к власти, люди перестают замечать остальных. С этого и начинаются все беды, потому недаром говорят, что человека нужно проверить властью и деньгами. Не все это испытание выдерживают», — пояснил Андрис Яунслейнис.

Рассуждая о механизме, который позволил бы держать в рамках нечестных чиновников, Яунслейнис напомнил, что раньше существовала специальная ревизионная комиссия. Однако, ее упразднили в пользу Госконтроля, что на фоне резкого ухудшения качества работы самоуправлений привело к «возросшему бардаку». «Мы не можем исключать умышленных нарушений в расходовании средств самоуправлений, но помимо этого в работе ведомств есть много ошибок бюрократического характера. После сокращений в госсекторе в посткризисный период уровень профессионализма работников сильно упал. Это касается не только муниципального, но и государственного сектора. Компетентными кадрами обеспечивается, пожалуй, только высший уровень. А документы подготавливают студенты, после которых надо исправлять ошибки», — пожаловался глава Союза самоуправлений Латвии.

Яунслейнис также выразил недовольство по поводу сотрудничества самоуправлений с правительством в целом. В частности, уходящий состав парламента, по его словам, крайне уклончиво и невнятно обсуждал с муниципалитетами проект бюджета на будущий год. «Никакого обсуждения бюджета фактически нет. Ни на один серьезный вопрос мы ответа не получили, четких прогнозов тоже нет — в правительстве их обещают скорректировать „в зависимости от внешних условий“. Сказать с уверенностью можно лишь то, что бюджеты самоуправлений будут сокращаться из-за снижения НДС на 1%, повышения необлагаемого минимума, а компенсировать сокращения муниципальных бюджетов правительство нам по-прежнему не собирается», — рассказал Андрис Яунслейнис.

По словам чиновника, ситуация в отношениях между самоуправлениями и правительством усложнилась после первых признаков улучшения экономики. В частности, серьезно ухудшилось качество коммуникации. «У нас сложилась практика „я начальник, ты — дурак“. Это самая большая ошибка, которая не позволяет правительству договариваться с муниципалитетами и находить компромисс. Мы не выступаем против законодательных инициатив правительства, но многие изменения происходят за счет самоуправлений. Мы пытаемся донести до правительства, что на государство надо смотреть в целом, раз за разом предлагая сесть за один стол переговоров и начать решать, что делать на уровне самоуправлений, что делать на уровне страны. А позиция правительства очень проста: берите наши проблемы на себя и решайте их как хотите», — посетовал Яунслейнис.

Глава союза пояснил, что сегодня самоуправления за счет своих и без того скромных бюджетов в одиночку занимается целым радом проблем не муниципального, а государственного уровня. «Это, к примеру, профессиональное образование. Правительство нам предлагает брать школы на себя и решать самим эту проблему. Таким образом, покрывая среднее образование, мы также боремся и за сохранение профессиональных училищ, не имея системного финансирования на эти цели от правительства. Половина бюджетов латвийских муниципалитетов уходит на образование, остальная часть — на все остальное. Это дороги, улицы, социальная помощь, включая медицинскую — если у человека нет денег, чтобы вылечить зубы, помогаем ему мы, а не государство», — подчеркнул Яунслейнис.

Напомним, что Латвия в административном отношении разделена на 110 краёв и 9 городов республиканского подчинения. Такое деление введено с 1 июля 2009 года по результатам административной реформы. До этого Латвия была разделена на 553 самоуправления (районы, волости и т.д.)