Несмотря на то, что смертельный вирус Эбола довольно близко подобрался к границам России (первый случай заражения бал зафиксировал накануне в Чехии), эксперты пока не видят признаков его негативного влияния на российскую экономику. Однако, полагают они, в будущем, при неблагоприятном развитии событий, опасная болезнь может нанести реальный ущерб, в том числе нефтегазовому сектору.

«Эпидемия Эбола угрожает экономике России косвенно, а не напрямую, — рассказал корреспонденту ИА REGNUM юрист компании „Налоговик“ Михаил Филиппов. — В частности, эта эпидемия может сказаться на работе и прибыли российских компаний, которые имеют производственные мощности в странах, где распространена эта эпидемия. При распространении заболевания в будущем может понадобиться эвакуировать персонал, сворачивать или приостанавливать деятельность этих компаний».

По его словам, в Африке находятся представительства ряда российских компаний: «Русала» в Гвинее, «Северстали» в Либерии, «Лукойла» в Сьерра-Леоне. «Если эти компании понесут убытки, то заплатят меньше налогов и меньше произведут работ и продукции. Тогда немного снизится ВВП страны, и бюджет получит меньше доходов в виде налогов», — отметил юрист.

Кроме того, риск заражения смертельным вирусом отпугнет туристов. «А значит, туристические компании потеряют часть прибыли из-за низкого спроса на эти направления, что опять же означает снижение выплачиваемых ими налогов», — отметил юрист.

В деловых кругах опасности непосредственной угрозы экономике от вируса пока не видят, но призывают усилить контроль пассажирского трафика их тех стран, где факты заражения имели место.

«Учитывая текущий высокий уровень глобализации и достаточно глубокую интеграцию России в эти процессы, риски, несомненно, присутствуют, — считает аналитик УК „Финам-Менеджмент“ Максим Клягин. — Согласно последним сообщениям прецеденты инфицирования вирусом обнаружены уже как минимум в нескольких развитых западных странах, в том числе пострадали граждане ведущих экономик. С ними у нас существует регулярное сообщение, активно идут процессы обмена туристическим и бизнес-трафиком. И, несмотря на то, что ряд авторитетных специалистов уже оценили вероятность распространения вируса в России на уровне 1%, что статистически выглядит вполне успокаивающе, а Минздрав даже в целом исключил такой сценарий, терять бдительность, безусловно, нельзя. Целесообразным решением в такой ситуации выглядит, например, разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на усиление мониторинга и контроля зарубежного пассажирского трафика, особенно лиц, прибывающих из стран, включенных в зону риска или потенциально неблагополучных территорий. Полагаю, высокая цена вопроса, без сомнений, оправдывает все связанные с этими дополнительными мерами безопасности издержки».

Напомним, вирус Эбола, эпидемия которого вспыхнула в странах Западной Африки, уже унес жизни более 3,5 тысячи человек, в том числе в США и ЕС. В России случаев заражения этим опасным заболеванием пока не зафиксировано, однако в ряде регионов приезжие из пораженных эпидемией районов — в основном это студенты из Африки — находятся под усиленным контролем медиков. Глава МВФ Кристин Лагард призвала политиков приложить все усилия к стимулированию экономики и росту занятости, чтобы предотвратить очередной кризис, отметив сохраняющуюся напряженность на Ближнем Востоке, в восточной части Украины, а также эпидемию Эбола в качестве факторов, угрожающих экономике.