Сегодня, 10 октября, в Риге проходит международная конференция «Не такая уж мягкая власть» с участием представителей республик Прибалтики, Украины и Молдавии. По словам организаторов, участники этого мероприятия обсуждают риски, с которыми следует считаться постсоветским государствам из-за российской политики «мягкой власти», сообщает портал Lsm.lv.

По словам ассоциированного профессора МГИМО Виктории Пановой, приехавшей на конференцию, сегодня термином «мягкая власть» охарактеризовать политику России относительно сопредельных стран уже вряд ли возможно. «Действительно пошло политическое ужесточение. Я ранее уже говорила: если РФ в течение прежних двадцати лет упустила своих бывших союзников в Восточной Европе, перестала ими заниматься, занялась внутренним развитием (или как там ещё Ельцин это формулировал), то по мере того, что в результате эти страны стали смотреть на Европу, и после того как не удалась „мягкая политика“, Россия стала принимать более жёсткие меры», — заявила Панова в передаче «Домская площадь» «Латвийского радио-4».

В теперешней ситуации на Украине, по убеждению Пановой, нельзя обвинить кого-то одного. «Шла борьба за Украину, и нельзя утверждать, что лишь кто-то один давил. Ни та, ни другая сторона не шла на компромиссы, не готова была учитывать пожелания другой стороны. В России не считают, что ответственность за Украину лежит только на РФ», — заявила она.

Панова утверждает, что в современной России представлен широкий спектр мнений по украинской теме. «И там воззрения не влияют на карьеру людей — никого не увольняют, люди спокойно работают. То есть внутри страна ближе к понятию „мягкой силы“. А вот американские коллеги говорят, что боятся потерять работу из-за пророссийских взглядов. Ведущие госканалы, конечно, демонстрируют официальную точку зрения. Но есть и кабельные, на которых представлена другая точка зрения», — рассказала она. По её словам, российская аудитория активно использует для получения актуальной информации интернет.

В конфликте на Украине, по мнению Виктории Пановой, виноватого найти сложно: «Целый ряд шагов, когда Россия действительно просила: пожалуйста, давайте поговорим, не был принят, нас не слышали. И все просьбы, выдвинутые раньше, например, отсрочить подписание договора об ассоциации — тоже. Конфликт начинался между РФ и ЕС по экономической проблематике. У нас экономика покоится в базисе, нельзя забывать об этом».

Политика РФ в отношении Латвии, по словам Пановой, в последнее время ужесточилась. Это случилось после того, как летом запретили въезд на «Новую волну» Иосифу Кобзону, Валерии и Олегу Газманову. «У нас очень чувствительно дипломатические круги на это реагируют — по принципу взаимности. В медиапространстве странам Прибалтики сейчас уделяется меньше внимания. Вот на саммите НАТО в Уэльсе было принято решение о силах быстрого реагирования — это, конечно, обеспокоило. Но больше волновала Польша, которая предложила себя для размещения новой базы. Однако самих информационных поводов об этих странах куда меньше — не сравнить с тем валом новостей, что были вокруг сноса Бронзового солдата в Таллине, например. И хотя у нас всё время говорят о проблемах русскоязычного меньшинства в странах Прибалтики, сейчас этот информационный повод эксплуатируется тоже меньше».

Как сообщало ИА REGNUM, Россия включила в чёрный список троих широко известных жителей Латвии. Персонами нон грата объявлены бывший генеральный прокурор, нынешний директор Бюро по защите Конституции Янис Майзитис, юрист, депутат Сейма, глава парламентской подкомиссии по политике уголовного права Андрей Юдин («Единство»), а также режиссёр Алвис Херманис. Это стало ответом на аналогичные латвийские санкции — невъездными делают чиновников, историков, общественных деятелей, эстрадных певцов, дающих основания заподозрить себя в «поддержке агрессивной политики русского империализма».