Немецкий концерн Adidas изготовил для сборной Белоруссии по футболу индивидуальный эскиз формы, сочетающий в себе цвета нынешнего флага постсоветской республики и транслитерацию фамилий футболистов не с русского языка, а «беларускай мовы». Об этом 4 октября проинформировало белорусское издание «Прессбол».

«Парни представляют Белую Русь, поэтому мы решили избрать основным цветом белый. Впрочем, на футболке есть также вставки красного и зеленого цветов — таким образом мы воссоздали на форме всю цветовую гамму белорусского флага. Изменилась и система написания фамилий футболистов — теперь на спинах красуются белорусскоязычные варианты перевода (Kalachou, Bardachou). Отдельно следует упомянуть и специальную систему термоизоляции, делающую форму максимально удобной для футболистов», — заявила менеджер Ольга, представляющая компанию Adidas.

Напомним, власти Белоруссии осуществляют политику «мягкой белорусизации», предусматривающую дерусификацию всех сфер общественно-политической жизни. Минкультуры Белоруссии допускает меры административного принуждения при дерусификации. В постсоветской республике ликвидированы почти все топонимические указатели на русском языке (указатели населённых пунктов, улиц, общественного транспорта и т.д.). При выдаче гражданам документов МВД и другие госорганы осуществляют перевод фамилий и имён на латинский шрифт с «баларускай мовы». Минтранс и Госкомимущество Белоруссии внедряют чешский вариант латинского шрифта, который белорусами не используется.

Как сообщало ИА REGNUM, «госидеологи» Белоруссии позаимствовали идеи дерусификации у прозападной оппозиции, в частности, у созданного в период «перестройки» праворадикального «Белорусского народного фронта». Зампред оппозиционной партии КХП-БНФ Юрий Беленький на митинге 3 ноября 2013 года заявил: «Молодежь, помни: если ты разговариваешь по-русски, ты в оккупационной армии, стреляешь в свой народ».

Также напомним, с 1991 года и до референдума 1995 года единственным государственным языком в Белоруссии была «беларуская мова». Итоги референдума были отражены в Конституции постсоветской республики — русский и белорусский языки получили равный статус государственных. Однако конституционно закреплённый статус русского языка не препятствует его дискриминации и преследованию активистов русского движения Белоруссии.