Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов выступил в Москве с предложениями по реформе системы государственного контроля и надзора Российской Федерации. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе ульяновского правительства, он был в числе основных докладчиков на совещании и единственный из числа руководителей субъектов страны.

Данный вопрос рассматривался на Экспертном совете при Правительстве РФ, которое прошло под председательством Премьер-министра России Дмитрия Медведева.

На совещании было представлено новое видение изменения контрольно-надзорных функций государства. Соответствующий закон поручил разработать президент России Владимир Путин. Проект концепции документа подготовлен Минэкономразвития, он был вынесен на расширенные слушания в рамках заседания совета при Минэкономразвития и Экспертного совета. Большинством участников Совета поддержана идея риск-ориентированного подхода.

«Принято принципиальное решение реорганизовать функции контроля и надзора в РФ и перейти на риск-ориентированный подход. Он положительно себя зарекомендовал в ряде ведомств. Основы этого подхода уже применяются в Ростехнадзоре: законом о промбезопасности, который обсуждался в формате Открытого правительства и дорабатывался с учетом замечаний экспертов, количество действительно опасных производств снижено с 290 тысяч до девяти тысяч. В Федеральной налоговой службе в разы повысилась эффективность проверок. Их количество сократилось, они стали понятны и прозрачны. Имидж ведомства преобразился: налоговая служба совмещает фискальные и сервисные функции в формате открытого взаимодействия с бизнесом. Оценку рисков — распространения заболеваний, эпидемий и прочего — ввел и Санэпидемнадзор», — отметил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Сергей Морозов поддержал переход на риск-ориентированную модель и общее концептуальное направление модернизации и оптимизации контрольно-надзорной деятельности, предлагаемое экспертным сообществом. «Со своей стороны, со стороны губернаторского корпуса я заявляю: мы готовы активно включиться в этот процесс и разрешить, наконец, целый клубок проблем, которые объективно сейчас мешают развитию регионов», — заявил губернатор.

В числе проблем Морозов назвал дублирование контрольных полномочий и функций федеральными территориальными органами исполнительной власти и региональными полномочными органами, совмещение исполнительно-распорядительных функций и функций государственного контроля (надзора) в рамках деятельности одного и того же органа, проблему «недополномочий» на уровне субъекта, когда с одной стороны, полномочия прописываются, а с другой стороны, регионы лишены права привлекать виновных к ответственности, так как это прописано в законодательстве.

Для решения этих проблем губернатор предложил ведомствам разработать рекомендации по изменению правоприменительной практики. «Нужно законодательно изменить ситуацию, при которой федеральные органы и их территориальные подразделения не несут ответственность за развитие регионов. Необходимо дополнить КоАП нормой, закрепляющей ответственность конкретных должностных лиц, которые допускают ущемление прав предпринимателей, включая и возмещение ущерба», — подчеркнул глава Ульяновского региона.

Согласно предложению экспертов, объекты необходимо разделить по трем степеням риска. Для объектов с низкой и средней степенью контроль необходимо упростить, заместить другими механизмами, передать или делегировать на уровень регионов, считают они.

Сергей Морозов также высказался за передачу отдельных полномочий на уровень субъектов РФ. «Во-первых, это позволит достаточно быстро и легко осуществить переход к риск-ориентированной модели. Во-вторых, возрастет эффективность исполнения контрольно-надзорных функций с точки зрения соотношения затрат на их осуществление и качества их реализации, — заявил губернатор. — В-третьих, у руководителей регионов появится реальная возможность в большей мере оказывать влияние на социально-экономическое развитие субъекта и нести настоящую ответственность за конечные результаты работы по экономическому развитию территории».

По его мнению, целесообразно рассмотреть возможность полной передачи регионам тех контрольных функций, которые оказывают существенное и непосредственное влияние на их социально-экономическое развитие, в первую очередь на инвестиционный климат и социальное благополучие граждан: государственный контроль в сфере трудовых отношений, организации общественного транспорта, земельный контроль, ветеринарный контроль, экологический контроль, включая фитосанитарный надзор, государственный строительный надзор, лицензионный контроль в области розничной продажи алкогольной продукции, надзор в сфере сохранения объектов культурного наследия, контроль за сохранностью автомобильных дорог.

При этом Сергей Морозов особо подчеркнул, что перечень передаваемых полномочий должен определяться после тщательного аудита как существующих регламентов и предписаний, так и контрольных функций и обязательно с учетом специфики каждого региона.

«Процесс передачи должен начинаться с переходного периода, с реализации пилотов в нескольких сильных субъектах, готовых к принятию контрольных полномочий, с наработки лучших практик. Имеет смысл выбрать в качестве пилотов и ряд ведомств. Это позволит регионам и федеральным ведомствам двигаться во встречном направлении»,- заявил губернатор.

Эксперты предложили выбрать 3-4 пилотных субъекта РФ.

«В ближайшее время будут определены пилотные регионы, которые с 1 января 2015 года начнут работу по приему полномочий. Также необходимо разработать „дорожную карту“ по оптимизации этой деятельности в части структуры и системы управления контрольно-надзорными органами, исключения дублирования полномочий, определения зон ответственности. Для реализации основных задач необходимо выработать четкий план действий и систему его реализации на уровне Правительства, в том числе за счет усиления полномочий Правкомиссии по административной реформе», — сказал Михаил Абызов.

Также эксперты и Сергей Морозов предложили вернуться к планам по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций. По данным Минэкономразвития, планы в отдельных сферах выполнены только на 60%, а в некоторых (сельское хозяйство, связь, рыболовство) — всего на 25-30%. «На исполнение функций по контролю на одну должность контролера в ФОИВ ежегодно тратится 56,4 тысячи рублей (и только половина — на зарплату). Сейчас у нас 123 тысяч должностей контролеров! Эксперты представили оценку перехода к новой модели: снижение количества проверок на 40%, контролеров — на 30%, расходов государства — на 20%. По мнению экспертов, ущерб от деятельности объектов контроля — предпринимателей — как минимум не увеличится», — заключил Михаил Абызов.

Также, в рамках Совета Сергей Морозов предложил перейти от карательных принципов работы к предупредительным, законодательно исключив возможность наложения штрафов и обязав уполномоченные органы выдавать только предписания об устранении выявленных недостатков.

«Дмитрий Медведев поддержал предложение Сергея Собянина о том, чтобы регионам было позволено увеличивать суммы штрафов и меры административного воздействия в отношении нерадивых людей, отталкиваясь от минимального уровня, который будет прописан в законе, — дополнил Морозов. — В рамках риск-ориентированной модели не наказывать необходимо, а ограничиться предупреждением или беседой. А к тем, чьи нарушения имеют хронический характер, применять очень жесткие меры». Также глава региона отметил рациональность исключения возможности наложения штрафа при проведении проверки по инициативе бизнеса. «Так как уполномоченные по защите прав предпринимателей имеют право принимать участие в проверках, то мы сможем контролировать процесс перехода к новым правилам. При этом важно полноценно запустить работу Единого электронного реестра проверок, чтобы четко знать: кто, кого и когда проверяет», — заявил бизнес-омбудсмен Борис Титов.

По итогам заседания главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву и Министру по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову поручено до конца года завершить работу над проектом закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)». Законопроект должен быть внесен в Государственную Думу. Все это и другие решения поддержаны Дмитрием Медведевым.