Система школьного образования будет сама по себе развиваться в направлении неравномерного распределения ресурсов и, как следствие, возрастания уровня неравенства, заметил в ходе состоявшегося 8 октября круглого стола главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушаков. Он полагает, что нужно попытаться реализовать концепцию равных шансов и равного образования для всех, передает корреспондент ИА REGNUM.

Президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, академик РАО Виктор Болотов согласился, что разрыв между сильными и слабыми школами увеличивается. Он отметил, что и в госпрограммах признают этот разрыв, а также необходимость его уменьшения. Болотов полагает, что будущее за переходом от школы к образовательным программам, которые сможет выбирать ученик: «Я уверен, что в будущем, скорее, не завтра, а послезавтра, мы уйдем от школы как монополиста по выдаче образовательных программ, и дети смогут выбирать место получения общеобразовательных программ, используя и интернет, и сетевое взаимодействие. В этом плане пропадет та ситуация зависимости: „Я в плохой школе, у меня плохие учителя, я обречен“».

Исполнительный директор Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования Марк Агранович рассказал об итогах исследования результатов программы «Один ученик — один компьютер», при которой ученик получает планшетный компьютер и возможность выхода в сеть в любой момент. Исследование проводилось в пяти школах Татарстана, где запускался пилотный проект, и их сравнение с аналогичными школами, где данной программы не было. Агранович рассказал, что основной результат заключался в том, что почти по всем показателям пилотные школы оказались лучше, чем школы контрольной группы. Они уступали только в ЕГЭ по русскому языку, но там, по словам эксперта, была существенная доля семей, которые говорят на татарском. Марк Агранович отметил, что дети из пилотных школ обладали более широким кругозором, стремлением к новому и ориентацией на образование. Дети в школах пилотных групп были более толерантными, общительными и больше участвовали в совместных проектах. Он полагает, что дело не в технических средствах, а в том, что по-другому организован урок и преподавание. По его словам, повысилась возможность индивидуального общения учителя с каждым учеником. Родители в школах пилотного проекта были сильнее вовлечены в жизнь школы и больше доверяли своим детям. Однако существовали и определенные проблемы. Так, как рассказал ученый, самым сложным моментом оказалась подготовка учителей: в первый год-полтора после старта программы количество уволившихся учителей было существенно выше, чем в школах контрольной группы.