Эксперты Центра изучения национальных конфликтов и федеральной экспертной сети «Клуб Регионов» охарактеризовали республику Татарстан. Текст, опубликованный на портале «Гроздья Гнева», дает возможность понять, что думают о ситуации федеральные эксперты-конфликтологи (всего 69 человек).

Татарстан является одним из самых экономически развитых регионов России, уже это делает его привлекательным для мигрантов, что закономерно приводит к росту межэтнической напряженности. Среди негативных факторов эксперты также выделяют следующие: относительная близость Северного Кавказа; проникновение в Татарстан радикального ислама; склонность части населения, в том числе республиканских элит, трактовать решения и события сквозь призму межэтнических отношений; инерция 1990-х годов, когда республика являлась наиболее активным лоббистом передачи полномочий на региональный уровень, разыгрывая национальную карту; продолжающаяся активность националистических организаций.

Одной из самых опасных тенденций является распространение в Татарстане идеологии исламского фундаментализма и связанный с этим рост преступлений экстремистской направленности. Миролюбивый «европеизированный» ислам в Татарстане постепенно становится принадлежностью среднего и старшего поколения, а молодежь зачастую исповедует агрессивный ваххабизм и другие радикальные течения. На данном этапе, по мнению наблюдателей, региональные власти и силовики справляются с угрозами, исходящими от экстремистского подполья, поэтому ситуация в Татарстане не сравнима с дагестанской. Однако при сохранении тренда на исламизацию республики этноконфессиональное согласие может оказаться под угрозой.

Еще одним дестабилизирующим фактором остаются татаро-башкирские противоречия. Представители башкирского национального движения предъявляют претензии на восток Татарстана, объявляя местных татар башкирами. В свою очередь татарская община Башкирии настаивает на проведении референдума по вопросу присоединения районов компактного проживания татар к РТ. Надо заметить, что эти споры протекают в основном в общественно-политической сфере и носят во многом демонстративный характер.

Отношения между двумя доминирующими в численном отношении этническими группами региона — русскими и татарами — не вызывает серьезных опасений. Объективным подтверждением отсутствия каких-либо значимых противоречий является отмеченный экспертами рост численности русского населения Татарстана (на фоне продолжающегося оттока русского населения из ряда национальных республик). Наблюдатели подчеркивают, что в некоторых межэтнических конфликтах русские и татары выступали совместно против приезжих из Средней Азии и с Кавказа. По мнению ряда экспертов, коренное население опасается увеличения числа мигрантов, причем представители Кавказа стереотипно рассматриваются как источник насилия, обладающий значительными финансовыми средствами и связями в органах власти. Представители Средней Азии рассматриваются как конкуренты на рынке низкоквалифицированной рабочей силы.

В целом за последние полгода уровень межэтнической напряженности в Татарстане несколько снизился: уменьшилось число конфликтов, сопряженных с насилием, и массовых акций с этническим подтекстом при сохранении на прежнем уровне количества выявленных случаев онлайн-экстремизма и манифестаций ксенофобии в публичном дискурсе. Среди привлеченных к ответственности за размещение в интернете экстремистских материалов много взрослых людей в возрасте 28-35 лет, что свидетельствует об устойчивости националистических настроений в республике. Относительно небольшую активность проявляют татарские националистические организации, которые в последние полгода напоминали о себе в публичном пространстве лишь эпизодическими мероприятиями по пропаганде татарского языка.

Языковой вопрос остается основным противоречием в русско-татарских отношениях. Такие движения, как «Общество русской культуры Татарстана» и «Русское собрание» отстаивают право русских школьников на добровольное (а не обязательное, как сейчас) изучение татарского языка.

Активизацию татарского национализма прогнозируют в случае ухудшения экономической ситуации в стране. Дальнейшая стагнация и тем более кризис могут спровоцировать требования перераспределения налоговых поступлений в пользу Татарстана (сейчас в республике остается около четверти доходов). Эта идея уже пропагандируется национальным движением, но пока она выглядит маргинальной.

В целом межэтническая ситуация в республике характеризуется как умеренно напряженная. Несмотря на разрядку, обусловленную консолидацией российского общества на фоне возвращения Крыма, поддержки Новороссии и санкционного давления, для Татарстана остаются актуальными такие негативные факторы, как экспансия радикального ислама, высокий уровень миграции и онлайн-экстремизм. Руководство республики, признавая проблему радикализации общества, не склонно к открытой дискуссии, предпочитая ситуативно реагировать на вызовы. Не можем не отметить, что именно в Татарстане у наших экспертов возникли проблемы с чиновниками после выхода первого рейтинга межэтнической напряженности. Попытки власти исключить общественность из межнационального диалога не позволяют сделать позитивный прогноз развития ситуации в республике.