Народное собрание республики Дагестан инициировало законопроект, предусматривающий проведение публичных слушаний по поводу изменения статуса города Махачкалы, сообщили ИА REGNUM 8 октября в пресс-службе дагестанского парламента.

На последней сессии Народного собрания был принят законопроект «Об учете мнения населения городского округа „город Махачкала“ по вопросу об изменении статуса городского округа „город Махачкала“ в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением». Вопрос этот на рассмотрение парламентом был внесен главой республики Дагестан.

Сам законопроект, изменяющий статус города, пока еще не готов, возможно, он будет представлен на ближайшей сессии парламента, отметили в Народном собрании. Рассмотренный на последней сессии законопроект предусматривает лишь необходимость проведения публичных слушаний по поводу предстоящего изменения статуса города.

Как сообщил ИА REGNUM начальник правового управления администрации города Махачкалы Михраб Адзиев, принятый в мае текущего года федеральный закон предусматривает введение двух новых видов муниципальных образований: городские округа с внутригородским делением и внутригородские районы. В случае с Махачкалой это сам город и районы — Кировский, Советский и Ленинский. В том случае если статус города будет изменен, у каждого из этих внутригородских районов должен быть свой представительный орган (собрание депутатов). А представительный орган городского округа с внутригородским делением (Махачкалы) должен состоять из депутатов представительных органов внутригородских районов. То есть, городское собрание Махачкалы должно состоять из депутатов районных собраний депутатов Кировского, Советского и Ленинского районов. Представители от районов в горсобрание будут делегироваться с учетом количества населения этих районов. Так, в горсобрание Махачкалы всего войдут 45 депутатов: 16 представителей районного собрания депутатов Кировского района, 15 — Советского и 14 — Ленинского районов.

Изменения произойдут также в процедуре избрания главы городского округа с внутригородским делением и глав внутригородских районов. Глава города избирается конкурсной комиссией, члены которой наполовину будут состоять из представителей, назначенных собранием депутатов городского округа. Другую половину комиссии назначает глава республики. Таким же образом конкурсной комиссией избирается и глава внутригородского района, только в этом случае половину комиссии представляет представительный орган внутригородского района, а вторую половину комиссии назначает глава городского округа.

Дагестанский адвокат Расул Кадиев в своем блоге указывает на факты нарушения закона в процедуре организации публичных слушаний по поводу изменения статуса города. Так, по мнению адвоката, согласно уставу Махачкалы, вопрос о преобразовании города и так должен быть в обязательном порядке вынесен на публичные слушания, но вместе с тем федеральное и республиканское законодательство предписывает проведение еще и местного референдума.

Кроме того, адвокат обращает внимание на скорость подготовки и проведения через парламент этого проекта закона. «29 сентября 2014 года распоряжением председателя правительства республики Абдусамада Гамидова законопроект одобрен и направлен главе Дагестана. И уже утром 2 октября 2014 года законопроект рассматривался на сессии НС РФ! Разница в один день! Какой депутат успеет ознакомиться и подготовить свои возражения? Тем более что законопроект до сих пор не опубликован для обсуждения», — пишет Кадиев.

Изменение статуса города укрепляет влияние Рамазана Абдулатипова, считает учредитель дагестанского еженедельника «Миллат» Магомед Бисавалиев. По его мнению, Абдулатипов намерен взять под контроль муниципалитеты и усилить свое влияние на них. «Город утопает в мусоре, любые погодные изменения приводят к транспортному коллапсу, на некоторых улицах почти не осталось тротуаров. Вот к чему приводит ситуация, когда мэр столицы слишком самостоятельная фигура. Допускаю, что изменение статуса столицы проводится для того, чтобы глава республики мог в большей степени влиять на мэра. Ничего страшного в этом не вижу. Только все необходимо делать в рамках законодательства», — отметил Бисавалиев.