Как до 2038 года в Литве будут закрывать Игналинскую АЭС — подробности

Вильнюс, 29 сентября 2014, 13:48 — REGNUM  В Министерстве энергетики Литвы утверждена новая версия Окончательного плана снятия с эксплуатации (ОПСЭ) Игналинской АЭС. Как отмечают в отделе коммуникаций Игналинской АЭС, при подготовке новой версии ОПСЭ предполагалось, что соответствующее финансирование ЕС будет гарантировано на весь оставшийся период снятия с эксплуатации ИАЭС, сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 29 сентября. ОПСЭ является окончательным и единственным документом, в котором представлен процесс осуществления снятия с эксплуатации ИАЭС. Он охватывает весь период снятия с эксплуатации (оба блока, вспомогательное оборудование и, наконец, временные хранилища для отработанного топлива и отходов). В нем на основе предложенной стратегии планируются работы и проекты по снятию с эксплуатации, описываются принципы, методы, технологии и общий план работ, которые необходимы для обеспечения безопасного, экологического и экономического снятия с эксплуатации Игналинской АЭС. Со времени утверждения в 2005 году предыдущей версии ОПСЭ, произошли существенные изменения в процессе снятия с эксплуатации, которые были включены в обновленную версию ОПСЭ.

Утверждена новая дата завершения работ по снятию с эксплуатации ИАЭС — в 2038 году предполагается достичь стадии «бурой лужайки» с сохранением некоторых зданий и инфраструктуры, привести в порядок территорию АЭС так, чтобы ее можно было рекультивировать и развивать другую хозяйственную деятельность. Продление продолжительности работ по снятию с эксплуатации до 2038 года обусловлено опозданием в осуществлении проекта Промежуточного хранилища отработанного ядерного топлива (В1), который повлиял на график выгрузки топлива из реакторов и бассейнов, а также на начало демонтажных работ. Продление продолжительности также обусловлено опозданием в начале эксплуатации установок по упорядочению радиоактивных отходов и временных хранилищ и недостатком практики и опыта в планировании работ, связанных с демонтажем (разработка первой версии ОПСЭ началась в 2002 году, утверждена в 2005 году). В отделе коммуникаций ИАЭС отмечают, что проекты В1 и В 2/3/4 являются основными объектами инфраструктуры ИАЭС, осуществление которых влияет на другие работы по снятию с эксплуатации, поэтому огромное значение на весь процесс снятия с эксплуатации оказало сдвижение этих проектов «с мертвой точки» после того, как с подрядчиком был начат конструктивный диалог, гарантирующий своевременное осуществление проектов снятия с эксплуатации ИАЭС с наименьшими затратами.

Уточнены объемы работ по снятию с эксплуатации. В предыдущем ОПСЭ были представлены неточные объемы предполагаемых работ, поэтому на основании накопленного на сегодняшний день опыта по снятию с эксплуатации ИАЭС, международного опыта снятия с эксплуатации атомных электростанций и рекомендаций работающих на ИАЭС международных экспертов объемы работ в новой версии ОПСЭ были уточнены. По существу такая ситуация сложилась потому, что после закрытия первого блока в конце 2004 года и утверждения ОПСЭ в 2005 году из-за отсутствия опыта было сложно реально планировать и определить объемы работ по снятию с эксплуатации ИАЭС, которые продлятся несколько десятилетий. ИАЭС первой осуществляет проект по снятию с эксплуатации реакторов типа РБМК, поэтому при согласовании начальной стратегии и планов по осуществлению работ не было примеров хорошей практики, на основании которых ИАЭС могла бы осуществлять снятие с эксплуатации. На сегодняшний день, отмечают в отделе коммуникаций ИАЭС, полученный предприятием опыт позволяет эффективнее управлять планированием с целью своевременного осуществления снятия с эксплуатации ИАЭС на основании выбранной стратегии, эффективно используя выделенные средства.

Определена общая потребность в средствах снятия с эксплуатации на 2014-2038 годы — 2,6 млрд евро (без учета рисков и инфляции). Изменение стоимости снятия с эксплуатации обусловлено следующим: повышение стоимости проектов, смета работ, не предусмотренных в предыдущем ОПСЭ, изменение сроков снятия с эксплуатации, повышение расходов на энергоресурсы, повышение расходов, связанных с обслуживанием сооружений и зданий и другими. Администрация ИАЭС отмечает, что после окончательной остановки реакторов большая часть систем и элементов эксплуатируется до сих пор, так как отработанное ядерное топливо и другие активные элементы еще не удалены из реактора и бассейнов выдержки, поэтому в целях обеспечения ядерной и радиационной безопасности, эти системы необходимо эксплуатировать до выгрузки топлива из реакторов и бассейнов выдержки.

Предоставлена информация об организационной структуре предприятия, о распределении ответственности работников, использовании ресурсов, программе обучения персонала ИАЭС. Структура ИАЭС до сих пор соответствует организационной структуре производителя электроэнергии, однако сейчас происходит ее преобразование в структуру предприятия, осуществляющего снятие с эксплуатации с целью осуществления задач, возникающих в процессе снятия с эксплуатации.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в прошлом плане остановки станции работы по закрытию оценивались в сумму в два раза меньше объявленной в настоящий момент.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.