Призывы журналистов-международников в Европе к обороне и обособленности наталкиваются на серьёзные выводы экономистов, которые выражают опасения, что усиливающееся недоверие к России загонит экономику в тупик. Напряженные отношения между Россией и Западом из-за Украины приносят западным компаниям миллионные убытки, сообщает бельгийский экономический журнал Trends, который опубликовал последние отчёты ведущих компаний Европы. По мнению аналитиков, именно из-за обоюдных санкций экспорт Германии, страны с самой сильной экономикой в ЕС, снизится на 20-25%, а из-за запрета России на ввоз продуктов, фруктов и овощей общие европейские убытки составят 5,25 млрд евро.

Среди западных концернов наибольшие потери из-за санкций, направленных против России, несут скандинавские фирмы. Датский пивной концерн Карлсберг (четвёртый в мире производитель пива) сделал официальное заявление, в котором говорится, что продажи существенно снизились из-за падения потребления в России. «Объемы потребления пива в России снизились во втором квартале в связи с неопределенной макросредой и слабым экономическим развитием. Наши мощности загружены на 50-60%, так что мы близки к решению о закрытии одного или двух пивоваренных заводов. Ответные санкции России на импорт ряда продуктов приводит к инфляции и росту цен. Ситуация выходит далеко за пределы пивного рынка», — предупредил глава Карлсберг.

Он еще в августе говорил, что годовая прибыль возглавляемой им компании снизится, так как российский рынок, потребляющий больше трети его продукции, уменьшается. Компания опубликовала свою отчетность за первые шесть месяцев 2014 года. Из нее следует, что продажи пива и соответственно доля Карлсберг на российском рынке сократилась на 1,2% и теперь составляет 37,4%.

«К сожалению, мы считаем, что рынки пива Восточной Европы будут и дальше снижаться, так как потребители сталкиваются с растущими проблемами и это негативно повлияет на прибыль компании в этом году», — добавил представитель пивного концерна.

«Власти Дании могут на этой неделе понизить прогноз экономического роста на 2014 год в связи с влиянием антироссийских санкций на бизнес ведущих компаний страны, включая и нашу», — отметил он.

Не меньшие проблемы и у франко-японского автомобильного альянса «Рено-Ниссан», в состав которого с конца 2013 входит российский АвтоВАЗ. «С момента кризиса продажи в России снизились на 12% и улучшения не предвидится. Сейчас мы обсуждаем план сокращения рабочих мест на 45% к 2020 году», — говорится в отчёте. По данным концерна «Рено-Ниссан» за 1 полугодие 2014 года, убыток компании вырос в 5,5 раз. В концерне считают, что на падение несомненно влияют санкции против России, которые явно и неявно отражаются на российской экономике.

Компания British Petrolium из всех нефтегазовых компаний, больше всех связанная с Россией из-за своего долевого участия (19,75%) в компании Роснефть, пока не сильно ощущает негативный эффект от санкций. До недавнего времени это не вызывало особенных волнений. По мнению аналитика Питера Хаттона из RBC Capital Markets, Роснефть приносит всего 9% прибыли концерну: «Но это не означает, что они не почувствуют результатов общих санкций против России, так как 25% продукции поступает от Роснефти, а недавние европейские санкции запрещают поставку нефтегазового оборудования в Россию, что неминуемо скажется на долгосрочных перспективах развития». Другие нефтегазовые гиганты — Total, Shell, Exxon Mobil, тоже ощущают влияние кризиса в отношениях, хотя и в меньшей мере. Кризис затрагивает их участие в развитии нефтяных скважин на Северном полюсе.

Adidas — один из крупнейших производителей спортивной одежды и инвентаря уже в конце июля официально заявил о снижении прибыли с ожидаемых 830-930 млн евро до 630 млн евро. Снижение прибыли вызвано в большей степени российскими проблемами. «Рынок России для компании занимает первое место, это обусловлено историческим развитием деловых отношений между Россией и концерном. Оборот компании в России в прошлом году составил 1 млрд евро, — отмечает Bloomberg. — По оценкам эксперта Джона Ги (Berenberk Bank) российский рынок — самый рентабельный для немецкого концерна. С начала года акции Аdidas упали на 34%, это гораздо больше чем первоначальные прогнозы».

У французского молочного концерна «Данон» не меньшие опасения. «Россияне потребляют 11% нашей продукции, это наш самый большой рынок, он даже больше, чем наш „домашний“ французский. Поэтому любые осложнения на российском рынке, приводящие к уменьшению продаж, для нас очень ощутимы, особенно учитывая проблемы на китайском рынке», — заявил представитель Данон.

Напомним, что недавно у концерна были серьёзные неприятности в Китае из-за обнаруженного в молочных детских смесях ядовитого вещества — ботулотоксина, а также вынужденного снижения цен на детское молоко из-за китайских экономических санкций против «Данон».

Как отмечается, российский бизнес бельгийской фирмы Декёнинг (Deceuninck) тоже переживает не лучшие времена. Фирма изготавливает ПВХ-профили для окон, входных дверей, а также производит строительные отделочные профили. «Россия — наш крупнейший потребитель ПВХ-профилей и любой спад в строительстве мгновенно отражается на объёмах продаж. Падение продаж на российском рынке приводит к переизбытку продукции, которую мы пытаемся направлять на другие рынки, что в конце концов ведёт к потере прибыли», — подчеркнули представители компании.