Образовательная система в ПФО имеет общие характерные проблемы: глава Оренбуржья

Чебоксары, 26 сентября 2014, 15:48 — REGNUM  Губернатор Оренбургской области Юрий Берг сегодня, 26 сентября, на заседании Совета ПФО по вопросам развития системы среднего профессионального образования в регионах округа назвал три основные задачи в сфере среднего професcионального образования. «Прежде всего, это рост средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения, которая к 2018 году должна сравняться со средней по экономике для каждого региона. Во-вторых, обеспечение доступности профессионального образования. И, наконец, создание многофункциональных центров прикладных квалификаций», — сказал глава Оренбуржья и подчеркнул, что все они отражены в «майских» указах Президента, передает корреспондент ИА REGNUM.

На территории Приволжского федерального округа расположены 829 профессиональных образовательных организаций. В системе СПО (среднего профессионального образования) обучаются 540 тысяч человек (около 2% от численности населения округа). И вся эта образовательная система, по словам Берга, имеет общие характерные проблемы.

Например, сохраняется тенденция к снижению количества обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров — рабочую профессию получают меньше трети студентов. Остается проблемой процесс открытия направлений обучения новым профессиям и специальностям. По-прежнему нет баланса между числом выпускников системы профобразования и потребностями экономики в кадрах. Так, например, по направлениям подготовки «Архитектура и строительство» потребность рынка труда превышает предложение втрое. По профилю «Сельское хозяйство» — более чем в два раза. "Детально подходить к прогнозированию потребности в кадрах с учетом перспектив развития отраслей, сокращения численности штатов, проведения работы по замещению иностранной рабочей силы — задача региональных властей, — подчеркнул Юрий Берг.

Он отметил, что вставшие перед системой образования задачи предъявляют новые требования к финансированию и оснащению учебных заведений. В настоящее время основную нагрузку по финансовому обеспечению СПО продолжают нести бюджеты. Затраты на профобразование составляют почти 3% расходов консолидированного бюджета ПФО. Это один из самых высоких показателей в России. В то же время потенциал внебюджетного финансирования, в том числе за счет работодателей, используется недостаточно. Так, в 2013 году общий объем средств, направленных на улучшение содержания образовательных учреждений, составил почти 35 млрд рублей. Из них 84% — средства бюджета, и только 16% — поступления из внебюджетных источников.

Существенное влияние на качество подготовки специалистов оказывает обновление учебно-материальной базы. Доля учебных площадей, оснащенных современным оборудованием, в среднем по округу составляет 63%. В тройке лидеров по этому показателю — Пермский край, Башкирия и Нижегородская область (процент оснащения — от 73 до 93). Замыкает этот список Чувашия, где переоборудовано около 40% площадей.

Серьезная проблема — обеспечение студентов местами в общежитиях. Так, в Удмуртии это только 58%, в Ульяновской области — 71%, в Пермском крае — 78% от потребности.

По всем образовательным организациям отмечается высокий процент зданий, требующих капитального ремонта или находящихся в аварийном состоянии. Наибольшая изношенность объектов — в Чувашии (62%) и Кировской области (почти половина фонда). «Хотя, конечно, это общая проблема для всей страны, — отметил глава Оренбургской области. — Износ техники и оборудования достигает 80%. Исключение составляют образовательные организации, модернизированные в рамках приоритетного национального проекта „Образование“ или программ развития профессионального образования. К сожалению, их не так много».

Юрий Берг считает, что в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы необходимо внести изменения, предусматривающие финансирование мероприятий по модернизации учебно-материальной базы системы СПО за счет средств федерального бюджета. Кроме того, изменить ситуацию поможет социальное партнерство, одной из форм которого стали ресурсные и многофункциональные центры. В настоящее время функционирует около 150 таких структур.

«Очевидно, что профессиональное образование сегодня не может развиваться как замкнутая система. Взаимодействие с социальными партнерами будет устойчивым и долговременным лишь при условии взаимной и выгодной заинтересованности, — уверен Юрий Берг. — Поэтому в целях интеграции образовательной и производственной деятельности необходимо усилить механизм межведомственного взаимодействия с обязательным привлечением профильных органов исполнительной власти и отделений Российского Союза промышленников и предпринимателей. Работа в этом направлении позволит создать основу для введения современных образовательных технологий, совмещающих теоретическую подготовку в учебном заведении с проведением практического обучения на предприятии». Почти четверть учреждений профобразования Республик Марий Эл, Татарстана и Пензенской области внедряют дуальное обучение, а Ульяновская область вообще стала пилотным регионом по реализации этого проекта.

Юрий Берг отметил, что пока инвестирование бизнесом в систему профессионального образования остается в ПФО проблемным вопросом. Предприятия и организации не готовы вкладываться в развитие учебно-материальной базы организаций СПО. И тут многое зависит от региональных властей.

Практика показывает, что в таких регионах, как Марий Эл, Удмуртия, Нижегородская, Оренбургская и Самарская области, ведется целенаправленная работа по консолидации ресурсов бизнеса, государства и образования: «Самое время и на федеральном уровне принять документы, стимулирующие участие работодателей и бизнес-структур в софинансировании профессиональных образовательных организаций».

Говоря о кадровой проблеме в СПО, Берг подчеркнул, что качество работы преподавателей призваны повысить новые финансово-экономические механизмы — такие, как эффективный контракт. В настоящее время в округе по эффективному контракту работают 90% руководителей и 54% педагогов профобразования. Полностью завершили эту работу Башкирия, Татарстан, Саратовская и Оренбургская области. По словам главы Оренбургской области, введение эффективного контракта, прежде всего, подразумевает повышение качества управления и педагогической деятельности. Для системы СПО это важно так же, как рост заработной платы. За январь-июнь 2014 года средняя зарплата работников СПО по округу составила 23 тыс. 998 рублей при средней зарплате по экономике — 23 тыс. 691 рубль.

Согласно майскому указу Президента и разработанной на его основе «дорожной карте» отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения СПО к среднемесячной зарплате в регионе в 2014 году должно составлять 80%. По итогам первого полугодия 2014 года эта задача выполнена во всех регионах округа. При этом Марий Эл, Удмуртия, Чувашия, Пермский край, Кировская, Нижегородская, Оренбургская и Саратовская области полностью выполнили обязательства по повышению зарплаты педагогов СПО, доведя этот показатель до средней заработной платы по региону. В целом по округу это соотношение составляет 101,3%, что на 21,3% опережает заданные на 2014 год показатели федеральной «дорожной карты».

«Говоря о выполнении поручений Президента России, отмечу, что особенно остро стоит проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. По статистике, к данной категории относится каждый двадцатый учащийся СПО. Всего таких студентов около 27 тысяч человек», — высказал озабоченность Юрий Берг. В Приволжском федеральном округе удельный вес числа организаций СПО, обеспечивающих доступность обучения и проживания для лиц данной категории, составляет 12%. По его словам, это крайне мало — получение профессии инвалидами, обеспечение для них равных возможностей — системная задача, и ее успешное решение требует социальной сплоченности государственных, общественных структур, коммерческих организаций, работодателей.

В завершение глава Оренбуржья повторил, что проблемы, озвученные им, типичны для всех регионов округа. «Для их скорейшего решения нам необходимо внести в проект протокольного решения Совета предложения по совершенствованию законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы сферы среднего профессионального образования», — заключил он.

Напомним, что в Оренбурге 26 сентября работает Совет ПФО по профессиональному образованию под председательством полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. Актуальность темы Совета округа обусловлена необходимостью применения качественно новых подходов к подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена в условиях модернизации промышленных предприятий и формирования с их стороны более высоких требований к уровню специалистов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.