Председатель правления латвийского предприятия Dzintars Илья Герчиков считает, что продавать банк Citadele не имеет смысла. По его мнению, после того, как это будет сделано, Латвия окончательно лишится всех собственных коммерческих банков, сообщает портал Lsm.lv.

«Нет никакого смысла продавать Citadele. Латвия фактически лишилась всех своих коммерческих банков. Видимо, мы лакомый кусочек, если на наш рынок вошло такое количество европейских банковских структур», — сказал Герчиков в программе канала LTV7 «Сегодня утром». Глава парфюмерной компании отметил, что в данный момент активность иностранных банков на территории Латвии так высока, что фактически охватывает всех жителей страны.

Герчиков считает, что серьёзной ошибкой правительства Латвии было спасение банка Parex посредством закачивания в него около миллиарда евро и разделения на «хороший» и «плохой». При этом, по мнению бизнесмена, речь, возможно, идёт о коррупции на самом высоком уровне. «Спасать Parex было нельзя и не нужно. Назвав его системным банком, общество ввели в заблуждение», — отметил Илья Герчиков. Он отметил, что если бы речь шла просто о компенсациях вкладчикам, то хватило бы 500 миллионов евро, что составляет порядка половины затраченной на спасение Parex суммы. Однако потрачено было около миллиарда латов, при том, что «в предпоследние дни из банка вывели 700 миллионов латов все родственники и друзья».

Илья Герчиков заявил, что не стоит рассматривать как спасение приход на рынок американского покупателя банк Citadele — фонда Ripllewood Holdings, который был выбран по итогам продолжительного конкурса из более чем 100 кандидатов. «Это „утка“ — что придут американцы и притащат за собой миллиардеров и мультимиллиардеров. Американцы — люди жёсткие. Здесь уже были американцы — банк GE money, который закрылся», — отметил глава Dzintars. Герчиков также провёл аналогию между секретностью, в которой проходит сделка по продаже Citadele и аналогичным покровом тайны, которым было покрыто в 2008 году соглашение между правительством Ивара Годманиса и владельцами Parex Валерием Каргиным и Виктором Красовицким.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, в начале сентября правительство определилось с выбором инвестора банка Citadele. Назывались различные суммы сделки: вначале это были 113 млн евро, но потом выяснилось, что американская сторона явно намерена поторговаться и сбить цену чуть ли не вдвое. В итоге прозвучала сумма в 92 млн евро — но, так как инвестору предстоит расплачиваться по частям, а также учитывая неликвидность в банке (она оценивается в 45 млн), реально в госказну поступит 65-70 млн евро. Это даже меньше, чем в свое время было потрачено на строительство одного только офиса Citadele в Риге.

Добавим, что такой поворот событий вызвал возмущение значительной части населения, и теперь на портале общественных инициатив Manabalss.lv активно собираются подписи против продажи Citadele инвестору, предложившему слишком низкую цену за банк. Мэр Риги Нил Ушаков обратился с воззванием, в котором призвал выйти в воскресенье на пикет против этой сделки. «Правительство, которое формируют „Единство“, Союз „зеленых“ и крестьян и Национальный союз, в спешке, чтобы успеть до выборов, решило продать принадлежащий государству банк Citadele оффшорной компании по неизвестной цене и с неясными условиями, чтобы не раскрывать общественности сколь низка на самом деле цена приватизации государственного банка. Такой бессовестной „прихватизации“ не было даже в девяностые годы. Мы требуем остановить процесс продажи, и Вы можете помочь в этом», — заявил Ушаков.

«Обратите внимание, что во время подготовки банка к приватизации, представитель покупателя, вместе с тогдашним фактическим главой „Единства“ Валдисом Домбровскисом, представителем СЗК Раймондом Вейонисом и руководителем фракции „Единства“ в Сейме Дзинтарсом Закисом, уехали на отдых в Грузию. Многие политические эксперты считают, что этот совместный отдых покупателя с продавцами был, на самом деле, согласованием всех деталей коррупционной сделки. Мы обратились в Генпрокуратуру и Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией с просьбой расследовать все, что связано с этой подозрительной приватизацией, но опыт последнего времени вызывает опасения, будет ли проведено полное расследование и сделаны какие-то выводы», — считает политик.