Педагоги недовольны итогами работы XI Сейма Латвии в сфере образования

Рига, 23 сентября 2014, 12:03 — REGNUM  Ректор Латвийского университета Марцис Аузиньш и представитель Профсоюза работников образования и науки Модре Янсоне довольно скептически оценивают деятельность нынешнего Сейма на ниве совершенствования государственной системы образования. Такое мнение они высказали в эфире программы «Открытый вопрос», выходящей на «Латвийском Радио-4».

По словам Аузиньша, никаких серьезных реформ в сфере высшего образования и науки правительство так и не сделало. Существующее законодательство об образовании устарело, а финансирование отрасли (0,5% от ВВП) по-прежнему не отвечает среднеевропейским стандартам. Главная же проблема латвийских вузов, по мнению профессора, сегодня заключается в том, что среди нет иерархии и выделяемые правительством средства не распределяются адекватно значимости того или иного вуза. «На сегодняшний день у нас есть высшие учебные заведения разного типа, однако финансируются они одинаково. Среди них должна быть иерархия — классические и технологические университеты, отраслевые вузы, региональные. Если для каждого типа вузов будет определяться своя модель финансирования, с учетом того, на что тратить деньги, а на что нет, то даже при имеющемся скромном объеме ресурсов мы можем значительно улучшить систему высшего образования», — уверен Аузиньш.

Это, однако, по словам Аузиньша, невозможно без соответствующего закона о высшем образовании, но правительство и здесь не идет вузам навстречу. «Хочу напомнить, что нынешний закон принят без малого двадцать лет назад — в 1995-м году. К сожалению, сами себе вузы писать законы не могут, одной нашей инициативы мало — нужна еще и воля правительства, иначе мы так и будем буксовать на месте», — признал Аузиньш. Профессор выразил надежду, что новое правительство не будет препятствовать объединению вузов, разработает нормальную модель финансирование высшего образования и все же примет новый закон.

В свою очередь Модре Янсоне также признала, что несмотря на множество заявленных правительством реформ в сфере образования, ни одна из них не доведена до конца. При этом главная проблема среднего образования не столько в отсутствии реформ, сколько в демографических тенденциях. «Проблем общего образования много, но главная из них — уменьшение числа учеников. Наши школы очень разные — с 20 до 200 детей, поэтому сильно могут отличаются и разницы в зарплатах учителей (в Латвии действует модель финансирования образования „деньги следуют за учеником“ — прим. ИА REGNUM). Всем также известно о нехватке учителей. Они стареют, молодые за маленькие зарплаты работать в школы не идут, а дети в больших городах и провинции получают образование слишком разного качества. На сегодняшний день так и не видно, чтобы эти проблемы как-то решались», — посетовала педагог.

Напомним, 4 октября в Латвии пройдут выборы очередного состава Сейма, с которым педагоги связывают надежды на положительные изменения.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.