Чудом найденные работы художника-классика Андрея Мартынова показывают в Петербурге

Санкт-Петербург, 22 сентября 2014, 17:43 — REGNUM  Сегодня, 22 сентября, в Михайловском замке (филиал Государственного Русского музея) в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие выставки, посвящённой творчеству известного русского живописца, рисовальщика, акварелиста, гравёра и литографа, академика Императорской Академии художеств Андрея Ефимовича Мартынова (1768-1826). На вернисаже представлено более ста произведений мастера — живописных и графических работ из собрания Русского музея, Эрмитажа, а также частной коллекции московского коллекционера и мецената Алексея Егорова. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в музее.

Андрей Мартынов — один из крупнейших русских пейзажистов конца XVIII — первой трети XIX века, блестящий рисовальщик и гравёр. Его творчество находится на стыке классицизма и зарождавшегося тогда романтизма. В нём отчетливо проявились черты «переходного» отношения к природе — от почти объективизированного к более эмоциональному, свойственному художникам предромантического периода.

В творчестве художника определяющими стали две темы — путешествие к китайской границе и Петербург с его окрестностями. Хронологически они то пересекались, то сменяли друг друга, оставаясь для Мартынова константами. Изменение манеры, стилистики, новые технические возможности печатной графики — все это апробировалось и развивалось в рамках именно этих тем.

Несмотря на то, что с творчеством Андрея Ефимовича Мартынова связана целая эпоха в истории российской пейзажной живописи и литографии, ни одним музейным собранием ранее не была представлена достаточно полная коллекция его работ, которая могла бы отразить многогранность таланта художника. Дело в том, что большая часть его путевых рисунков до недавнего времени считалась утерянной. Благодаря совместным усилиям двух крупнейших художественных центров страны — Русского музея и Эрмитажа, — а также коллекционера и мецената Алексея Егорова, удалось составить уникальную экспозицию, которая позволяет проследить почти весь творческий путь художника.

«Благодаря неуёмной творческой энергии Андрея Ефимовича Мартынова был собран огромный натурный материал, который художник представил в своих работах. Однако долгие годы считалось, что большинство рисунков мастера пейзажа не сохранилось. Но история вновь доказала всем нам, что „рукописи не горят“. И сегодня мы рады познакомить публику с удивительным миром путевых образов Андрея Мартынова», — прокомментировал Алексей Егоров.

Так, на выставке впервые представлен неизвестный ранее альбом рисунков Андрея Мартынова «Монгольские типы», посвященный путешествию Российского посольства графа Ю.А.Головкина в Китай в 1805-1806 годы (входит в собрание А.Г.Егорова). Альбом, который состоит из семидесяти двух рисунков и акварелей, представляет собой своего рода авторский отбор путевых материалов. При этом название «Типы монгольских племен» на первом листе, отражая основное его содержание, отчасти условно. Так, например, в альбом включены акварели, изображающие русских, живущих в Сибири. Альбом отличает разнообразие жанров и техник — типажные и видовые зарисовки; жанровые сценки, исполненные акварелью, гуашью, иногда тушью.

Также в экспозицию включены работы из серии литографий «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей», изображения Москвы и других городов России. Мартынов одним из первых среди русских художников увлекается новым видом печатной графики — литографией, изобретенной в Германии в конце XVIII века. В отличие от других серий и альбомов, над которыми работал, как правило, не один художник, Мартынов литографировал сам по собственным оригиналам. Отсюда и художественная цельность его изданий. Литографии художника отличает особое понимание и передача петербургского пространства и атмосферы.

Соединение произведений из частной коллекции и музейных собраний Санкт-Петербурга позволяет составить целостное представление о творчестве замечательного русского живописца, акварелиста, и литографа Андрея Ефимовича Мартынова и значительно расширит круг почитателей его таланта.

Выставка организована при поддержке ОАО «Северсталь».

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
29.04.17
Русские следы на востоке Турции
NB!
29.04.17
Великий мусорный путь: Украина в зеркале мусорной проблемы
NB!
29.04.17
СМИ ЕС: «С наскока Америку великой не сделать»
NB!
29.04.17
Солдаты и матросы — против травли Ленина
NB!
29.04.17
«Апрельская война в Нагорном Карабахе поставила Азербайджан в тупик»
NB!
29.04.17
Ватикан чертит новую церковную карту Ближнего Востока
NB!
29.04.17
Евросоюз не будет «бесплатно кормить» Британию после Brexit — Минфин ФРГ
NB!
29.04.17
Киргизские бедняки оплачивают счастье чиновников
NB!
29.04.17
Выборы во Франции: шанс на обновление будет упущен?
NB!
29.04.17
Свалка на Украине примет ядерные отходы. После освоения денег
NB!
29.04.17
Парламентаризм Грузии открыл врата надежды
NB!
29.04.17
Исламофобия помогла Эрдогану выиграть референдум
NB!
29.04.17
Петербургский аэропорт: как собака на сене
NB!
29.04.17
КНДР провела испытание баллистической ракеты
NB!
29.04.17
Выборы президента Франции: «золотой мальчик» против «винтовки»
NB!
29.04.17
В Молдавии День Победы стал “Днем Европы”
NB!
29.04.17
СМИ узнали о содержании «тайного разговора» Путина и Порошенко
NB!
29.04.17
Подземный дворец коммунизма: Станция «Добрынинская Кольцевая»
NB!
28.04.17
Христианство – ответ на неприятные вопросы
NB!
28.04.17
Карабах: факторы сдерживания военной эскалации в исторической ретроспективе
NB!
28.04.17
Война России и США на Ближнем Востоке: сценарий из недалекого будущего — II
NB!
28.04.17
Нагорный Карабах: на троих поговорили, а дальше?