«Голландские архитекторы понимают, что искусство — отдельно, политика — отдельно»: интервью

Калининград, 18 сентября 2014, 18:02 — REGNUM  

ИА REGNUM взял интервью у голландского архитектора, директора Института открытого урбанизма Барта Голдхоорна, который возглавил жюри международного конкурса на разработку концепции развития исторического центра Калининграда «Сердце города».

ИА REGNUM: Уважаемый Барт Голдхоорн, хотелось бы узнать вашу оценку столь масштабного конкурса, который власти Калининградской области провели впервые?

В этом конкурсе много было необычного… Начну с самого места, историческое значение которого трудно переоценить. Я даже не могу сейчас вспомнить, где ещё в России или Европе современные архитекторы проектировали нечто масштабное именно в центральной части города. В этом отношении калининградский конкурс — уникальный. Второй момент — сама специфика конкурса. Обычно для таких больших заданий конкурс объявляется закрытым, и число иностранных команд бывает весьма ограниченным…

ИА REGNUM: А с чем связаны ограничения на иностранцев?

Потому что дорого! Ведь каждому надо заплатить. А здесь, в Калининграде, был другой вариант, когда команды работают на премию, без гонораров для каждого. Для меня это, честно, стало неожиданностью. Немного рискованно… Но в конечном итоге получилось очень хорошо, за что передайте мои поздравления как организаторам, так и властям, которые уделили такое внимание конкурсу. Ведь что получилось в финале: мы имеем 19 претендентов на победу, и практически у всех — интересные проекты обустройства исторической части Калининграда. Заметьте, совершенно бесплатные. Не считая, конечно, премий трём победителям (за первое место — 3 млн руб., за второе — 2 млн руб., за третье — 1 млн руб. — ИА REGNUM).

ИА REGNUM: Оцените качественный состав участников. Насколько это звучные имена в архитектурном мире?

Конечно, среди конкурсантов были откровенно слабые работы. Я бы даже сказал, случайные. Например, свои силы попробовали студентов МАрхИ (Московского архитектурного института. — ИА REGNUM). Но больше половины проектов от очень известных команд из России, Франции, Голландии, Британии, Швеции…

ИА REGNUM: Чем знаменит победитель конкурса — архитектурное бюро «Студия 44» из Петербурга?

«Студия 44» — пожалуй, самая лучшая архитектурная команда России. Её директор Никита Явейн — бывший руководитель Службы охраны памятников Петербурга, а значит, он прекрасно знает всю тематику, связанную с историей зданий. Для вас, для Калининграда — это очень ценно. Знаю, «Студия 44» только что закончила реставрацию здания Генштаба в Петербурге, работала в Эрмитаже…

ИА REGNUM: Скажите, сегодняшние политические реалии влияют на российско-европейские взаимоотношения в архитектурной сфере?

Думаю, что не влияет, хотя разговоры, конечно, есть. На прошлой неделе я участвовал в Голландии на круглом столе, где сказал своим коллегам — как так можно, вы говорите о политике и одновременно интересуетесь русской культурой, приезжаете в Москву, чтобы посмотреть на бурно развивающуюся там городскую жизнь? Но в профессиональной жизни я пока не встречал человека, которому политика помешала… Впрочем, нет. Есть пример. Один голландский архитектор отказался ехать в Крым! Он недавно получил приглашение делать там большой проект — на 700 гектарах! И он мне сказал, что всё же посоветуюсь с посольством и после того, как «посоветовался», решил не связываться. Я его понимаю (смеётся).

Но если серьёзно, то те голландские архитекторы, которые давно работают с Россией, понимают, что искусство — отдельно, политика — отдельно. Это профессионалы, которые понимают, что в России есть потребность на услуги европейских архитекторов, Россия для них — это место работы. Но знаю, что есть определённые проблемы с европейскими студентами, с которыми я общаюсь. Когда они видят слово «Россия», некоторые говорят: «О нет, не надо!» Но это, как вы понимаете, непрофессиональный уровень.

ИА REGNUM: А Калининград разве не является «политическим проектом»? Дело в том, что центр Калининграда уже застроен — это площадь Победы с православным храмом Христа Спасителя. А сегодня, говоря откровенно, мы имеем дело с обустройством исторического центра Кёнигсберга. Скажите, при отборе работ вы рассматривали вот этот, скажем так, «немецко-российский баланс»?

Послушайте, я не занимаюсь геополитикой. Для меня это так далеко… Я оперирую другими факторами. Есть место, есть его история. История — это тот ландшафт, та архитектора, которая была раньше. Немецкий — не немецкий… Но ведь это тоже были люди, которые оставили след на этой земле, и эти следы не уничтожить. Нельзя уничтожить фундамент Королевского замка. И говоря о людях, которые здесь жили, я имею ввиду также и советское поколение. Возьмите Дом Советов (знаменитая недостроенная высотка, возведённая на месте взорванного Королевского замка. — ИА REGNUM). Его нельзя сносить, также как нельзя было сносить замок.

ИА REGNUM: А в конкурсных работах были такие радикальные решения?

Из 19-ти работ только в одном предусмотрен снос Дома Совета (вместо него архитекторы предложили построить… пирамиду. — ИА REGNUM ).

ИА REGNUM: С вашей точки зрения, это здание сохранило архитектурную ценность?

Безусловно, это памятник архитектуры и очень хорошее произведение. Правда, незаконченное. Я бы не стал его «осовременивать», а наоборот реконструировал по «родной» проектной документации в соответствии с авторским замыслом.

ИА REGNUM: Back in USSR?

Ну да. Как памятник истории. Убеждён, что сегодня надо менять отношение к истории. Надо отказаться от песни, которую пели наши отцы. Помните? «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…» Не надо разрушать!

Справка ИА REGNUM. Барт Голдхоорн, 51 год. Голландский архитектор, директор Института открытого урбанизма. Сотрудничество с Россией начал с 1993 года, когда получил стипендию от Фонда изобразительных искусств, дизайна и архитектуры Амстердама на право годичной стажировки в Москве. В 1995 году получил грант от фонда «Икеа» на выпуск журнала «Проект Россия» — двуязычного издания о российской архитектуре, урбанизме и дизайне. На сегодня Голдхоорн является издателем «Проекта Россия», ставшего ведущим российским профессиональным изданием по архитектуре.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.