Замдиректора Эрмитажа в Белграде: Говорим не только о победах, но и максимально точно — об ужасах войны

Санкт-Петербург, 18 сентября 2014, 11:22 — REGNUM  В Государственном Эрмитаже считают успешной и намерены развивать такую форму музейной работы, как выставка-событие. Последним удачным примером может служить проект, связанный со 100-летием начала Первой мировой войны. Как сегодня, 18 сентября, сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом рассказал в ходе Международной научно-общественной конференции «Великая война и начало нового мира: актуальная повестка дня человечества» заместитель директора Государственного Эрмитажа Георгий Вилинбахов.

«Миссия музеев заключается в том, чтобы говорить правду о событиях прошлого. Об Эрмитаже ещё в XIX веке говорили, что он обширен и необозрим. Действительно, его коллекции таковы, что можно вести речь о нём, как о музее энциклопедическом. На протяжении последних лет Эрмитаж проводит довольно много выставок-событий, посвященных той или иной исторической дате. Мы демонстрируем посетителям особые вещи, которые хранятся в музее. В том числе, исторические знамена, а у нас хранится одна из самых больших в мире коллекций боевых знамен — 6,5 тысячи русских и трофейных знамен», — рассказал он.

По словам Георгия Вилинбахова, выставки-события позволяют сконцентрировать внимание на какой-то определенной теме. В этом году в связи со 100-летием начала Первой мировой войны вместе с Центром национальной славы Эрмитаж проводил выставку-событие в Фельдмаршальском зале Зимнего дворца, где была организована экспозиция и состоялась церемония с выносом в парадные залы знамен тех полков, которые участвовали в сражениях того времени, и звучали марши в исполнении военного оркестра.

"Хочу отметить, выставка была составлена из тех вещей, которые ранее не выставлялись. В частности, это были лубочные картинки, плакаты и рисунки, которые печатались в специальной фирме, которая занималась лубком. Их авторы — такие знаменитости, как Бурлюк, Лентулов, Чекрыгин, Малевич.

Среди лубков-плакатов — работы Владимира Маяковского, который писал к ним стихи. Например, такие: «Эх ты немец, при да при же, не допрёшь, чтоб сесть в Париже. И уж братец — клином клин: Ты в Париж, а мы в Берлин!»

В августе-октябре 1914 года Московское издательство «Сегодняшний лубок» печатало хромолитографии на военные темы. Это традиционное искусство гравюры было адресовано широким народным массам. В максимально доступной и простой форме оно рассказывало о волновавших людей событиях.

Впоследствии были созданы знаменитые листы военного займа — плакаты и открытки, которые должны были вдохновлять граждан на его пополнение. «Кроме того, мы выставили очень редкие вещи, которые никогда не выставлялись — рисунки немецких художников. Например, Эрнста Фолбера. У нас 817 рисунков этого автора и 925 рисунков Отто Энгельхард-Кифхойзера, художника менее известного, чем Фолбер. Эти рисунки интересны тем, что художники делали их на фронте, причем с максимальной точностью воспроизводили места, где проходили сражения. Работы мы представили на выставке-событии „Первая мировая война в графике русских и немецких художников в собрании Эрмитажа“, — объяснил Георгий Вилинбахов.

На многих листах Фолбера на обороте есть штамп Kriegsgeschichtlich richtig („С военной точки зрения и исторически верно“) и неразборчивая подпись некого генерал-лейтенанта.

»В окопах он делал в блокнотах карандашные и перовые зарисовки боевых действий, линии фронта, разных моментов солдатской жизни, портреты сослуживцев, страшные сцены войны. Их ценность — в документальности, на рисунках — точные даты и названия мест, где они были сделаны. Рассматривая эти рисунки, ловишь себя на мысли, что эти работы могут быть прекрасными иллюстрации к роману Ремарка «На западном фронте без перемен», — отметил Вилинбахов.

«На выставке в Эрмитаже мы показали и фотографии госпиталя, который ещё в начале войны, по решению императора, был развернут в парадных залах Зимнего дворца. Это малоизвестная история. Мало кто знает: ведь когда стреляли с Петропавловки по Зимнему дворцу в семнадцатом году — стреляли по госпиталю. Тогда в Петрограде все знали, что там лежат раненые», — рассказал Вилинбахов.

«Нам кажется, что этой выставкой-событием мы выполнили одну очень важную миссию музеев — демонстрировать не только военные трофеи, свидетельствующие о победах, (хотя вести речь о славе всегда замечательно), но всегда правдиво, с максимальной достоверностью говорить об ужасах, трагедиях, бедах, которые с войной связаны, чтобы избежать повторений», — считает Вилинбахов.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Белграде (Сербия) проходит Международная научно-общественная конференция «Великая война и начало нового мира: актуальная повестка для человечества», посвященной 100-летию со дня начала Первой мировой войны. Её организаторы — российские общественные организации: Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы, сербская общественная организация «Белградский форум за мир равноправных».

В этом форуме, который продлится до 19 сентября, участвуют ведущие российские, сербские, европейские и мировые ученые-историки, общественные и государственные деятели, деятели науки и культуры, священнослужители, представители СМИ. В российской делегации — представители Санкт-Петербурга и Москвы.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.