Представители оппозиционных политических партий, прошедших в Госсобрание — Эл Курултай Республики Алтай, оценивают прошедшую избирательную кампанию как конкурентную и жёсткую, однако не видят оснований или смысла оспаривать её результаты в судебном порядке, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Напомним, в Горном Алтае 14 сентября прошли выборы главы региона и Госсобрания. На выборах главы республики победил врио губернатора Александр Бердников (он получил поддержку 50,6%), второе место занял Владимир Петров (36,4%). На парламентских выборах по партспискам большинство получила «Единая Россия», кроме того пятипроцентный барьер преодолели КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и «Патриоты России». С учётом результатов по одномандатным округам, «Единая Россия» получит 30 мандатов из 41. Столь высокий результат получен партией власти в Горном Алтае впервые.

Характеризуя прошедшую предвыборную кампанию, лидер регионального отделения КПРФ Виктор Ромашкин (он также баллотировался на пост губернатора и занял третье место) отметил, что «прошедшие выборы на должность руководителя региона были сложными, тяжелыми, с элементами грязи». Он считает, что его конкуренты, особенно «со стороны того, кто набрал высший результат», использовали недопустимые приёмы в предвыборной гонке.

По мнению Виктора Ромашкина, 0,63%, которые позволили Александру Бердникову не допустить второго тура, «сомнительны». Однако он уверен, что «оспаривать, как показала практика, бесполезно». «Сейчас фракция КПРФ в Госсобрании займётся тем, что будет контролировать исполнение всех предвыборных обещаний Бердникова, а наобещал он многое. Посмотрим, как это будет исполняться», — подчеркнул лидер коммунистов.

«На выборах в Госсобрание грязи было меньше. Хочу при этом отметить, что на нашем поле работала Коммунистическая партия социальной справедливости, которая в нашей республике набрала в сравнении с другими субъектами беспрецедентное число голосов, порядка 4,5%. У них не было ни одного кандидата от республики, они никого не выдвигали по одномандатным округам», — пояснил Ромашкин. Он добавил, что аббревиатура партии — КПСС — нигде особо не расшифровывалась, и люди, однозначно, путали КПСС и КПРФ. «На нашем поле работала и партия „Родина“. Тем не менее, мы уверенно заняли второе место», — добавил лидер коммунистов.

То, что «Единая Россия» набрала в парламенте квалифицированное большинство, конечно, осложнит законотворческую работу оппозиции, однако Ромашкин не думает, что ситуация критична.

Лидер регионального отделения «Справедливой России» (получила два мандата в Госсобрании) Александр Груздев при этом считает, что эсерам, коммунистам и другим партиям удастся создать союз, чтобы их голос в Госсобрании был услышан. «Несмотря на то, что левые партии на прошедших выборах потеряли почти половину мандатов, полученных четыре года назад, однако это не означает, что мы будем статистами», — уверен он. «Выборы были конкурентными, напряжёнными, мы отслеживали нарушения, и нарушения были, — добавил он. — Но все же они не носили массового характера и в целом на волеизъявление избирателей не повлияли».

«Чтобы говорить о конкретных нарушениях в ходе выборов, нужно иметь первичные документы, без них же все обвинения — пустые слова, — считает депутат Госдумы Владимир Семёнов, который баллотировался на должность главы республики от ЛДПР. — Наши активисты собирают и анализируют „первичку“, и после этого уже будут принимать решение о реагировании на возможные нарушения. Вопросы у нас вызывает, например, задержка ввода данных в ГАС „Выборы“ по ряду участков. Но и здесь могут быть объективные причины — например, удалённость участков».

В целом же, считает он, результаты выборов главы Республики Алтай ожидаемы и соответствуют прогнозам авторитетных социологических исследований. «Говорили социологи, что я получу 3-5 процентов — так и получилось. Прогнозировали около 30 процентов Петрову и в районе 50 Бердникову — так и вышло», — отметил Семенов.

Руководитель регионального отделения «Патриотов России» (по итогам выборов получили один мандат) Геннадий Сумин считает, что выстроенная под «Единую Россию» политическая и административная система позволил партии власти провести почти всех кандидатов по одномандатным округам и 13 депутатов по спискам. «Однако в будущем такое преимущество может сыграть против „Единой России“, привести к обострению противоречий в обществе, тем более, если эта партия будет игнорировать мнение меньшинства», — считает он.

Нарушения на выборах, по его мнению, допускались повсеместно, и отчасти из-за этого «Патриоты России» выступили не столь успешно, как рассчитывали. «Мы планировали получить 2-3-4 мандата, но часть наших сильных кандидатов не была допущена до выборов. Плюс были и некоторые ошибки с нашей стороны, было непонимание со стороны избирателей», — добавил Сумин.

Что касается выборов главы республики, то, с одной стороны, результат Бердникова можно назвать не совсем убедительным. Однако, отметил Геннадий Сумин, надо понимать, что в Республике Алтай, в отличие от регионов где за губернаторов голосовали 70-80% избирателей, результат является «настоящим»: «Бердников может записать себе в заслугу, что это были реальные, настоящие выборы, а не их имитация».