«Особый статус» для Донбасса — что и как приняла Верховная рада: анализ ИА REGNUM
Украина, 16 сентября, 2014, 21:45 — ИА Регнум. Парламентский день 16 сентября, «исторический для Украины», по выражению президента Порошенко, за закрытыми дверями начался с осечки. Парламент должен был в закрытом режиме заслушать отчеты министра обороны
Однако, депутаты отказались даже проводить заседание в закрытом режиме. После провала голосования по этому вопросу спикер
После голосования «Батькивщина» и «Свобода» начали раздувать скандал, заявив, что ни один депутат из этих двух парламентских фракций не поддержал законы. «Во время голосования за эти проекты „Батькивщина“ не голосовала. Кроме того, они были приняты за закрытыми дверями в закрытом режиме. Произошла сдача национальных интересов Украины. Мне стыдно, что после революции достоинства такое произошло. Проголосованные законы не принесут мира стране. Голосовали за эти унизительные законы „ударовцы“, бывшие регионалы и коммунисты, внефракционные и подконтрольные Порошенко депутаты. Этим решением легализируется терроризм и оккупация Украины», — заявила в парламенте уже вошедшая в режим избирательной кампании глава «Батькивщины»
Итак, закон № 5082 «О недопущении преследования и наказания участников событий на территории Донецкой и Луганской областей» или как его кратко называют — «закон об амнистии», предусматривает освобождение от ответственности «лиц, совершивших в период с 22 февраля 2014 года по день вступления в силу настоящего Закона включительно на территории Донецкой, Луганской областей, на которой проводилась „антитеррористическая операция“, деяний, содержащих признаки преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Украины, и которые во время совершения указанных деяний:
1) были участниками вооруженных формирований или лицами, задействованными в деятельности таких формирований, и/или
2) участвовали в деятельности самопровозглашенных органов в Донецкой, Луганской областях или противодействовали проведению антитеррористической операции».
Главное условие — в течение месяца сдать правоохранительным органам или другим образом избавиться от оружия и военной техники, освободить захваченные административные учреждения. Не подпадают под амнистию те, кто совершил убийства, изнасилования, покушения на государственных чиновников, теракты. Кроме того, есть несколько спорных норм. Во-первых, амнистия не распространяется на тех, кто брал заложников, а под это могут попасть практически все бойцы ополчения, которые брали в плен украинских военных. Во-вторых, те, кто осуществлял «контрабанду» — то есть, теоретически и те, кто принимал участие в продвижении или разгрузке российского гуманитарного конвоя.
Что же касается особого статуса отдельных районов Донбасса, то во-первых, в законе нет никакого определения — на какие же именно районы распространяется его действие. Еще должно быть отдельное решение Верховной рады — о списке этих районов. В права особого статуса входит свободное гарантированное использование русского языка во всех сферах жизни, в том числе в образовании и в официальном документообороте. Критику украинских националистов вызвало отсутствие каких-то гарантий на использование украинского языка, но в законе предусмотрена оговорка, что на этих территориях в принципе будет действовать украинское законодательство, за исключением моментов, оговоренных в принятом законе об особом статусе. Кроме того, предусмотрено создание местных отрядов народной милиции. В законе этот пункт прописан достаточно скупо, но теоретически это может позволить фактически легализовать отдельные отряды ополченцев, которые и будут на этих территориях заниматься охраной общественного порядка. Источники финансирования их деятельности — будут они оплачиваться из центрального бюджета или же из местных — не уточняются. Предусмотрена возможность налаживания трансграничного сотрудничества между районами Донецкой и Луганской областей с приграничными российскими регионами. Кроме того, предусматривается финансирование из центрального бюджета восстановления Луганской и Донецкой областей. Этот пункт крайне возмутил отдельных украинских политиков. Как, например, заявила Юлия Тимошенко — законы фактически отдают регионы под управление Москвы, а платить должна Украина. Однако в пропрезидентском «Ударе» придерживаются иного мнения. «Закон четко устанавливает, что соответственно к его подписанию и вступлению в силу на Донбассе должен быть установлен мир и восстановлена украинская власть. Ни о каких признаниях ЛНР и ДНР речи не идет. Украинский бюджет будет финансировать украинские территории, где прекратится конфликт», — заявил глава фракции «Удар»
Кроме того, на 7 декабря предусмотрено проведение местных выборов и полномочия избранных на них депутатов не смогут прекратить досрочно. С одной стороны, регистрацией кандидатов будет заниматься украинский ЦИК, что вряд ли позволит представителям ДНР и ЛНР принять участие в выборах — их могут просто не зарегистрировать. С другой — учитывая, что территории будут все же подконтрольны ополчению, вряд ли стоит ожидать, что кандидатам от «Батькивщины», «Удара», «Блока Петра Порошенко» и других парламентских партий дадут нормально проводить избирательные кампании.
Кроме того, ключевой момент — особый статус будет действовать на протяжении трех лет. Что будет по прошествии этого времени — видимо, никто даже и не думает. Но законопроект еще может быть изменен или доработан. Во-первых, до сих пор непонятно — принят ли он в целом или лишь в первом чтении. Можно судить лишь по косвенным данным — на сайте парламента его уже называют законом, так что скорее всего он принят сразу в двух чтениях. Но все равно — для окончательного вступления в силу его еще должен подписать президент Порошенко, или же отправить на доработку. Да и представители ДНР и ЛНР ранее заявляли о несогласии с формулировкой об «отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Самопровозглашенные республики претендуют на все территории своих регионов.
Украинская редакция ИА REGNUM.