В минувшее воскресенье в Красноярском крае прошли выборы в Законодательное собрание. На первый взгляд, не Бог весть какое событие: обычно выборы законодательной власти регионов не привлекают такого пристального внимания избирателей, как губернаторские кампании. Тем не менее в Красноярье борьба за места в ЗС была очень упорной, с грязью и выбросами компромата.

Сами избиратели отнеслись к выборам очень серьезно: степень поляризации населения по принципу симпатий к тому или иному блоку, а точнее - к его лидеру или лидерам, - была очень велика. Драматизм предвыборной борьбы во многом был обусловлен особенностями политической жизни края последних лет. В отличие от многих других регионов России, где сложился консенсус различных политических и общественных сил, как правило, вокруг фигуры главы области или края, на Енисее продолжается жесткое противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти. Александр Лебедь, возглавивший Красноярье почти четыре года назад, за время своего губернаторства пытается подчинить регион своей воле. Но вот удается это ему пока далеко не все. Большинство прошлого состава ЗС находилось в оппозиции губернатору. Краевые СМИ, включая электронные, расколоты на лояльные и жестко оппозиционные. С политической арены не удалось вытеснить основных врагов губернатора - экс-главу края, а ныне депутата Госдумы Валерия Зубова и бывшего наперсника Лебедя, ставшего самым непримиримым его противником - бизнесмена Анатолия Быкова, который, согласно расхожему мнению, является "крестным отцом" красноярской мафии.

В преддверии выборов в краевой парламент видные оппозиционеры - председатель ЗС Александр Усс, известные социолог и политик Вячеслав Новиков и лидер радикального крыла коммунистов Олег Пащенко объединились в блок "Наши", развернувший отчаянную антигубернаторскую кампанию. Зубов и Быков не примкнули к данному объединению из-за личных амбиций, не позволяющих ни тому, ни другому делить с кем-либо лавры главной фигуры оппозиционного лагеря. При этом значительная часть известных промышленников и предпринимателей поддержала антилебедевскую фронду. Таким образом, элита Красноярского края остается расколотой, и консолидировать ее генералу Лебедю не удалось.

Есть некоторые моменты, которые вообще ничего кроме сардонического смеха не вызывают. Такие, как, например, публичное выяснение отношений между двумя вице-губернаторшами, Людмилой Селивановой и Надеждой Кольбой, которое больше напоминает склоку двух соседок по коммунальной квартире. Передаваемая в мельчайших подробностях всеми краевыми СМИ взаимная ругань двух высокопоставленных дам говорит о том, что даже внутри самой команды Лебедя, включая и самый высший ее эшелон, имеются непреодолимые разногласия. Подогревает раскол красноярского общества и тот факт, что по экономическим показателям край все больше отстает от своих соседей по Сибирскому региону. Одно то, что бюджет потенциально самого богатого региона страны на 70% формируется за счет налоговых отчислений всего одной, пусть и мощной компании - ГМК "Норильский никель" - свидетельствует о неэффективности краевой власти, ее неспособности проводить внятную экономическую политику.

Итоги выборов в ЗС сохранили раскол общества и элиты Красноярского края. Ни сторонники губернатора, ни его противники не получили большинства депутатских мест, и нет сомнений в том, что новый состав краевого парламента будет не более лояльным Лебедю, что и прежний. Весьма показательно, что в краевом центре убедительную победу одержала оппозиция, тогда как многие районы поддержали губернатора. Таким образом, нынешнее Законодательное собрание остается в целом оппозиционным губернатору, малоуправляемым конгломератом различных групп и течений, в котором ни одна не имеет сколько-нибудь устойчивого большинства. Трудно надеяться на то, что столь пестрая компания сможет быть действительно эффективным законодательным органом. Но все же нельзя сказать, что выборы в Заксобрание ничего не изменили в политической жизни края. На ее горизонте появился новый и весьма интересный игрок - Северная партия, которую в начале выборной кампании мало кто воспринимал серьезно. Предвыборную кампанию "северяне" с самого начала вели достаточно нестандартно. Они сразу привлекли внимание избирателей тем, что, в отличие от других участников выборного марафона, принципиально отказались искать врагов и участвовать в политических междоусобицах. Партия не пользовалась "черным пиаром", буквально затопившим оба берега Енисея. Перед выборами узнаваемость СП в глазах избирателей быстро росла, и она, формально не став одной из победительниц, получила достаточно много голосов, причем не только на своей "исторической родине" - в Норильске и на Таймыре, но и в южных районах края.

Лидер Северной партии губернатор Таймыра Александр Хлопонин на настоящий момент является одним из немногих краевых политиков с минимальным отрицательным рейтингом, что свидетельствует о его высоких личных перспективах как одного из самых влиятельных людей края. Северная партия доказала красноярцам свою политическую дееспособность еще и тем, что во главе ее стоят опытные управленцы, продемонстрировавшие высокий профессионализм своей работой в Норильске и на Таймыре. В середине 90-х годов Норильский горно-металлургический комбинат был охвачен серьезнейшим кризисом: зарплата рабочих задерживалась по несколько месяцев, производство лихорадило, отношения между прежним руководством и рабочими накалились до предела. Бюджетники, пенсионеры, молодежь, представители малообеспеченных слоев населения, не имея средств на то, чтобы выбраться "на материк", оказались на грани выживания. Однако команда управленцев во главе с новым генеральным директором комбината Хлопониным смогла вывести предприятие из кризиса. Зарплаты рабочих на ГМК стали самыми высокими в России. Наполнился городской бюджет Норильска, учителя и врачи стали получать зарплаты, вчетверо превышающие общероссийский уровень.

В последние годы "Норильский никель" стал одним из самых успешных предприятий в стране. Впоследствии те же люди, которые возродили "Норникель", пришли работать вместе с Хлопониным в таймырскую администрацию, и жители автономного округа быстро почувствовали, что такое настоящие руководители, хозяева, способные и желающие изменить жизнь ТАО к лучшему. Успехи Норильска и Таймыра, достигнутые под руководством Александра Хлопонина и его команды, сегодня достаточно хорошо известны в Красноярском крае. Неудивительно, что выборы в Законодательное собрание позволили жителям региона внимательнее присмотреться к СП и ее лидеру, который в последние недели кампании совершил поездку по различным районам центра и юга Красноярья, заключив ряд договоров между Таймыром и предприятиями юга края.

Молодой и энергичный губернатор Таймыра теперь воспринимается как представителями политической и промышленной элиты, так и немалой частью населения как политик федерального масштаба, к мнению которого надо прислушиваться. Более того: и политики, и хозяйственники задумываются о том, какую роль будет играть Хлопонин в будущей политической жизни Красноярского края. Это, пожалуй, и есть самый интересный итог прошедших выборов в Законодательное Собрание.