Страны НАТО на прошедшем 4-5 сентября саммите поставили перед собой амбициозные задачи, но ресурсы для их реализации вряд ли найдутся, заявили 12 сентября в Москве участники круглого стола «Россия-НАТО: кризис на Украине и итоги саммита в Уэльсе. Что дальше?», передает корреспондент ИА REGNUM.

«НАТО использует новый острый кризис для того, чтобы вернуться к традиционному размежеванию по линии Россия-НАТО, — отметил председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов. — Я внимательно ознакомился с документами, мне показалось, что их качество показывает, что НАТО к такой планке пока не готово. Документы рыхлые, с повторами, очень многое написано эмоционально».

Замутненность формулировок не позволяет уяснить самого главного, считает дипломат, а именно — будут ли ударные средства наземного базирования приближаться к российским границам. Тем не менее, он предлагает российской стороне заранее подготовиться к такому развитию событий и наметить план действий. «В ответ на то, что сейчас делает НАТО, я бы разработал концепцию „красных линий“, чтобы четко сказать, что эти „красные линии“ переходить нельзя, иначе мы будем применять вооруженные силы», — сказал Бакланов.

«Ничего судьбоносного не произошло, — считает директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин. — Все решения были приняты в наиболее мягком варианте. Замах большой, а возможностей нет. Натовские руководители понимают, что новых ресурсов они ниоткуда не получат».

Агрессивная антироссийская риторика, считает эксперт, был призвана заставить европейских партнеров НАТО активнее вкладываться в военную инфраструктуру НАТО, которая на 75% финансируется из США. Но поскольку реальный уровень опасности, исходящей от России существенно ниже, то конкретных шагов ожидать не приходится. Шаравин также считает, что период охлаждения в отношениях России и НАТО рано или поздно пройдет, поскольку решать глобальные проблемы безопасности в одиночку Запад не сможет, ему придется договариваться с Россией. Он напомнил, что после операции по принуждению Грузии к миру никаких официальных контактов не выло полтора года, но потом они восстановились. «Сейчас ситуация не хуже, и натовцам без нас в решении многих проблем безопасности просто не обойтись», — заявил он.

«НАТО нужен серьезный соперник, враг, противник, после которого можно управлять так, как они хотят, — заявил первый представитель РФ при главном командовании объединенных сил НАТО в Европе Леонтий Шевцов. — Но очень многие страны — члены НАТО понимают, что Россия не такая, как ее обозначают. Образ врага не везде проходит, и тратиться, воевать реально и поставлять — особенно личный состав — далеко не все готовы».

Эксперты считают, что России следует активизировать свои усилия в информационном поле по донесению до европейских партнеров своей аргументированной позиции по Украине и другим острым вопросам. "У нас очень слабая машина, она могла бы быть при таком количестве экспертного потенциала намного более мощной, требуются совершенно новые решения, — отметил Андрей Бакланов. — Системная работа не проводится, мы совершенно не готовы к новому этапу психологического военного противостояния, если все будет оставаться, как есть, мы все время будем «бить по хвостам».

Напомним, на саммите НАТО в Уэльсе 4-5 сентября участники пришли к выводу о том, что поведение России на внешнеполитической арене в последние месяцы требует пересмотра отношений альянса с Москвой. Было решено не вносить изменений в базовые документы, однако руководство НАТО намерено усилить свои группировки в восточноевропейских государствах путем увеличения численности личного состава и вооружений, а также создания сил дыстрого развертывания. Кроме того, были достигнуты договоренности о западных военных советниках на Украине и поставках туда современного оружия из США, Франции, Италии, Польши, Норвегии.