До минувшего воскресенья, 7 сентября 2014 года, почти никто за пределами Шотландии серьезно не беспокоился о перспективах наиболее стабильной и прочной нации в Европе — большой страны на островах, не знавшей на протяжении последних 300 лет ни иноземных вторжений, ни революций, ни гражданских войн. Теперь эта страна — Великобритания — может с одного дня на другой стать историей.

Путешествие по Шотландии в последние дни может создать впечатление, что итог референдума о независимости предрешен. Плакаты «Да» — везде. Правда, подобный результат все еще не очевиден. Но, тем не менее, теперь ясно, что, независимо от результата, шотландский референдум серьезно встряхнет Великобританию. По иронии судьбы Великобритания долго грозила Европе выходом из ЕС, но сама оказалась перед перспективой выхода Шотландии из своего состава. В Великобритании полагают, что разрыв с Шотландией может стать катастрофой, равной потере американских колоний в 1776 году. На самом деле, говорят другие, это даже намного хуже, поскольку Шотландия в составе Великобритании никогда не была колонией. Шотландия — это часть общей идентичности британцев, того, что делает их британцами. В недавнем прошлом все тяготы и блага Британской империи англичане и шотландцы делили на равных. Красноречивый факт — между 1885 и 1939 годами треть генерал-губернаторов в заморских владения британской короны были этническими шотландцами.

Мэр Лондона и популярный политик в рядах правящей партии консерваторов Борис Джонсон назвал возможное отделение Шотландии «членовредительством» и «трагедией». Джонсон указывает, что шотландский референдум создает угрозу британскому бренду. И здесь он буквально прав, поскольку в случае выхода Шотландии из Союза флаг Великобритании — знаменитый и всем известный «унион джек» должен лишиться шотландских цветов и белого диагонального андреевского креста, т. е. уйти в историю.

Референдум в Шотландии о независимости от Великобритании намечен на 18 сентября 2014 года. Избиратели в Шотландии должны будут дать простой ответ «да» или «нет» на единственный вопрос: «Должна ли Шотландия быть независимой страной?». Вопрос, вынесенный на референдум, определенен, точен и не вызывает каких-либо кривотолков. Сторонники независимости в кампании к референдуму выступают под лозунгом «Да Шотландии!», а их противники — под лозунгом «Вместе лучше!». Референдум был инициирован в 2013 году доминировавшей с 2007 года в парламенте Шотландии Шотландской национальной партией (SNP) и ее лидером — главой регионального правительства Шотландии Алексом Салмондом.

До последнего момента у наблюдателей преобладало мнение, что большинство шотландцев готово ограничиться для Шотландии уже имеющейся или расширенной в дальнейшем автономией. Противники полного суверенитета имели значительный перевес. В течение многих месяцев опросы общественного мнения демонстрировали, что большинство шотландцев собираются сказать «нет» независимости Шотландии, но по мере приближения голосования ситуация менялась. Опрос, проведенный исследовательской компанией Yougov для газеты Sunday Times, показал, что количество сторонников независимости Шотландии впервые превысило число противников отделения. Со 2 по 5 сентября были опрошены 1084 человека. Согласно опросу Yougov, 51% шотландцев выступают за независимость, 49% — против. Еще месяц назад отрыв составлял 22% в пользу сторонников нынешнего положения шотландцев в Соединенном Королевстве. Последний опрос показал, что сторонники независимости с небольшим перевесом вырвались вперед. Социологи из Panelbase даже полагают, что сепаратисты, на самом деле, сейчас имеют 52% голосов избирателей, а юнионисты — 48%.

«Кампания „нет“ идет к катастрофе», — констатировало в минувший понедельник британское издание Daily Mail. Колумнист Найджел Моррис в Independent утверждает, что стратеги SNP получили уроки от ветеранов кампании за независимость Квебека в 1995 году и успешно использовали их опыт.

Британский фунт стерлинга в начале недели сразу же упал до годового минимума. Референдум 18 сентября может стать лишь прелюдией к периоду неопределенности, отражающейся на британских рынках, предупредили финансовые аналитики Barclays Bank. Слишком много вопросов останется без ответов, включая разделение национальных активов, ипотеку, влияние на поступление налогов и, наконец, переход к шотландской валюте.

В 2012-2013 годах в разгар финансового кризиса в еврозоне Великобритания неплохо смотрелась на фоне соседних Франции, Испании и даже Нидерландов. Шотландский выбор может подкосить стабильность по-британски.

«У нас есть 10 дней, чтобы спасти Союз. Пути назад больше нет» — так озаглавило свою редакционную статью британское издание Daily Telegraph, посвященную предстоящему референдуму о независимости Шотландии. Daily Mail вторило, добавляя паники: «Королева боится развала Британии». Independent потребовало от британского правительства «радикальных ответных мер», не уточняя, в чем они могут выразиться. Бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун признал, что референдум станет более жесткой битвой, чем ожидали некоторые. Отдельные депутаты парламента тори сообщили корреспондентам Daily Mail, что в случае победы шотландских сепаратистов на референдуме премьеру Кэмерону придется подать в отставку. Неконституционность может возникнуть накануне всеобщих парламентских выборов в мае 2015 года. Шотландская независимость может разрушить демократическую легитимность любой власти, которая выйдет из этих выборов.

Результаты прогноза итогов референдума стали поводом для демонстративного беспокойства Лондона. Несмотря на воскресный день, королева Елизавета II провела консультации с премьер-министром Дэвидом Кэмероном по этому вопросу.

Королева перебралась в свое шотландское поместье Брэмер Гэтеринг в Абединшире. Пребывание королевы в Абединшире, по словам пресс-секретаря Букингемского дворца, демонстрирует ее «большую привязанность к Шотландии и шотландцам». Ожидается, что в день референдума Елизавета II будет присутствовать в Шотландии. Министр финансов Великобритании Джордж Осборн в тот же день, т. е. 7 сентября, пообещал Шотландии бóльшую автономию в том случае, если по итогам референдума граждане скажут «нет» независимости Шотландии. В ближайшие дни до референдума Осборн раскроет подробности плана увеличения бюджетных полномочий для Шотландии. Осборн заявил: «Эта страна сталкивается с очень, очень большим выбором». Осборн также повторил свое предупреждение, что Великобритания не вступит в валютный союз с независимой Шотландией. Это означает, что шотландцев лишат фунта стерлингов.

Шотландские националисты презрительно отклонили как угрозы, так и «взятку», предложенную им из Лондона. Салмонд, в частности, сказал по поводу предложения Осборна: «Они пытаются подкупить нас, но это не будет работать, поскольку у них не осталось авторитета».

До референдума остается десять дней, и премьер Кэмерон готовит визит в Шотландию на следующей неделе, чтобы «напрячь все силы», чтобы убедить колеблющихся избирателей проголосовать против предложения сепаратистов. Британская Times сообщила, что премьер Дэвид Кэмерон и лидер оппозиции лейборист Эд Милибэнд объединят на этой неделе свои усилия, чтобы попытаться спасти Союз.

«Королева в ужасе от угрозы ее королевству», — пишет британское издание Skottish Express. Говорят, что престарелая королева сейчас больше всего озабочена судьбой дворца Холирудхаус — официальной резиденции британского монарха в Эдинбурге — столице Шотландии. Но угроза для монархии, на самом деле, более серьезна. В Букингемском дворце обеспокоены тем, что монархия в Великобритании может быть ввергнута в полномасштабный конституционный кризис, если в Шотландии проголосуют за независимость. В Букингемском дворце полагают, что в рядах Шотландской национальной партии сильны республиканцы, выступающие за упразднение института монархии в будущей независимой Шотландии. Считают, что удобным моментом для учреждения республики в независимой Шотландии мог бы стать момент смены монархов на троне. Бывший министр обороны Великобритании Лиам Фокс заметил: «Вы можете поставить свой последний доллар на то, что, как только они получат независимость, их следующей целью станет превращение Шотландии в республику».

Шотландский премьер Алекс Салмонд заявлял, что в случае победы, королева Елизавета II останется, как и прежде, формальным главой независимой Шотландии. Вот только государственный союз между Англией и Шотландией будет разорван. Т. е. Салмонд предлагает вернуться к ситуации 1603 года, когда между двумя суверенными государствами — Шотландией и Англией была создана династическая уния. Напомним, что союз между двумя королевствами был установлен в 1707 году с утверждением его голосованием парламентов Англии и Шотландии. Опрос в минувшие выходные показал, что 54% шотландских избирателей хотели бы, чтобы королева Великобритании оставалась главой государства Шотландия. 31% шотландцев предпочли бы выборного главу государства, т. е. республику.

Сторонники независимости Шотландии имеют заметный политический акцент влево. Они выступают за социальную справедливость и социальные гарантии. Сепаратисты апеллируют к шотландской молодежи, обещая ей бесплатное высшее образование и рабочие места. В этом отношении шотландский референдум заметно направлен против идеологии и практики британских тори. Независимая Шотландия может решить, что старый порядок Великобритании мертв и похоронен. Даже, если 18 сентября шотландцы скажут «нет» независимости, полагает британский аналитик Оуэн Джонс в воскресной статье в Guardian, Союз, скорее всего, исчезнет в течение ближайших десяти лет. Джонс полагает, что главную вину в этом несут тори и лично Маргарет Тэтчер, давшая старт политике тэтчеризма в Великобритании, и потом — лейбористы, в конце 90-х эту политику продолжившие. Выступление Тони Блэра в Глазго в 1999 году обозначило капитуляцию «новых лейбористов» перед исходными посылками тэтчеризма, чем дало шанс шотландскому движению за независимость, которое заполнило нишу лейбористов в Шотландии в направлении социальной политики. Как консерватор Дэвид Кэмерон будет нести большую часть персональной ответственности за возможный распад страны. Равную долю ответственности с тори несут и лейбористы.

Отчуждение Шотландии от Великобритании началось в 1960х и 1970-х годах, когда стартовал кризис угольных, сталелитейных и судоходных компаний. Нигде в Великобритании так не ненавидят Маргарет Тэтчер, как в Шотландии. Когда Тэтчер пришла к власти в 1979 году, в Шотландии было 15 угольных шахт. На момент ее отставки в 1990 году осталось только две.

Деиндустриализация означала для Шотландии потерю квалифицированных рабочих мест с дрейфом труда в малооплачиваемую и социально менее защищенную сферу услуг. Массовая распродажа муниципального жилья не означала создания доступного жилья для следующего поколения шотландцев. Резкое снижение налогов на богатых в пользу косвенных налогов, паралич традиционных тред-унионов, массовой приватизации — все это обеспечивало рост социального неравенства, раздражавшего более коллективистское и общинное шотландское сообщество. Частичный откат от политики тэтчеризма, выразившийся во введении минимальной заработной платы в Великобритании, не спасли положение в Шотландии. Ненависть к тэтчеризму, адресованная тори, падение влияния лейбористов имели следствием поворот к сепаратизму шотландцев. Ситуация хорошо просматривается через исследование лагеря сторонников «да» и лагеря сторонников «нет». 93% избирателей, голосующих за консерваторов в Шотландии, на предстоящем референдуме будут голосовать против шотландской независимости. В случае с лейбористами этот показатель снижается до 23%.

Многие шотландцы видят в референдуме возможность превратить свою страну в аналог благополучных государств Скандинавии. Обыденные доводы сторонников шотландских сепаратистов банальны: «Англичане десятилетиями сидят на наших богатствах — нефти, природном газе и виски. Хватит кормить Лондон. Шотландия должна наконец-то вернуть себе контроль над собственными ресурсами».

Самым важным аргументом в пользу «да» являются запасы нефти и природного газа на шельфе у побережья Шотландии. Алекс Салмонд утверждает, что их достаточно, чтобы повысить общее благосостояние страны. SNP обещает, что в случае независимости, прибыли государства сразу же бы увеличились на более чем 7 млрд фунтов стерлингов к 2018 году.

Итак, большинство за независимость? Так ли? Последний опрос создал удобную для букмекеров ситуацию неопределенности относительно итогов предстоящего референдума в Шотландии. Во-первых, вероятно, что итоговый перевес на референдуме будет незначительным, как это и бывает в современном мире западной демократии. И, во-вторых, исход референдума решат голоса граждан, в настоящее время не определившихся с выбором. Не нужно слишком обольщаться итогами воскресного опроса, поскольку 14% респондентов затруднились с ответом. Можно с уверенностью сказать, что судьба Великобритании вверена в руки шотландских женщин-избирателей. Число не определившихся с выбором среди них составляет 8%. Среди мужчин-избирателей — только 2%.

Кроме того, наблюдателями отмечен парадокс. В Шотландии проживают 370 тыс. граждан в первом поколении — т. е. детей иностранцев, натурализовавшихся в Шотландии. В большинстве своем они будут голосовать за независимость Шотландии. Похоже, что они — бóльшие «патриоты» Шотландии, чем сами шотландцы. Судьба Великобритании, зависящая от одного-двух процентов голосов, таким образом, может оказаться в руках «новых» шотландцев.

Лидер движения «Вместе лучше!» Алистер Дарлинг назвал результаты опроса «звонком будильника для всех, кто считал исход референдума предрешенным». Похоже, что власти Британии в минувшие дни специально стимулировали активность избирателей Шотландии на предстоящем референдуме. «Сейчас каждый голос важен для спасения Союза», — пишет Scottish Express. Объявленные шокирующие итоги опроса послужили стимулом тем, кто хотел бы сохранить союз, прийти на референдум. Как бы там ни было, но, мы полагаем, что, несмотря на интригу, 18 сентября 2014 года Шотландия все-таки проголосует за то, чтобы остаться в составе Великобритании.