Представитель Государственной пограничной службы Латвии Марек Петрушин сообщил в передаче «900 секунд» телеканала LNT, что с начала года с просьбой об убежище в государственные инстанции обратилось чуть более 30 беженцев с Украины. По его словам, эти украинцы въехали в Латвию с визами на руках в гости к родственникам или друзьям и захотели здесь остаться. Пока решение на их счет еще не принято, и эти люди остаются в Прибалтике.

Отметим, что, согласно прогнозам ООН, в Литву, Латвию и Эстонию могут перебраться до двадцати тысяч выходцев с Украины, спасающихся от войны и экономических бедствий. В связи с этим, Петрушин сообщил, что пока наплыва украинцев, ищущих убежище в Латвии, не наблюдается.

Тем временем, пресса Даугавпилса сообщает о нелегкой судьбе нескольких беженцев, оказавшихся в этом городе. Наталья и ее сын Максим приехали сюда из Краматорска, где совсем недавно шли боевые действия. Наталья Кужель родом из Даугавпилса, но после развода она с пятимесячным ребенком перебралась жить на Украину к родителям. У нее в Краматорске была работа и квартира — но в этом году мирная жизнь закончилась. «Сначала стрельба начиналась на окраинах города… Пальба была вдалеке, мы просыпались от канонады и взрывов. Каждую секунду надеялись на лучшее, как и все жители. В один из последних дней нашего пребывания там, мы попали под сильную бомбежку. Очень много людей погибло, некоторых на наших глазах просто разорвало на куски», — рассказала беженка «Латвийскому Радио-4».

По ее словам, после бомбежки весь город остался без света и воды, в магазины изредка завозили питьевую воду. Но речи о том, чтобы элементарно помыться, не шло — не имелось возможности. Чтобы спасти себя и сына, женщина решила бежать в Россию. «Мы ехали вместе с мамой и четырехгодовалым племянником. Но в Россию не пустили моего сына, поскольку он — гражданин Латвии. Никакие уговоры не действовали, поэтому мы вернулись в Харьков», — пояснила она.

После этого ею было принято решение перебраться с Максимом в Латвию — и около месяца она ждала разрешения на въезд. В конце июля оба приехали в Даугавпилс. Женщина сразу же подала документы на получение статуса беженца. Но ответа пока так и не последовало: по словам представителя Управления по делам гражданства и миграции, ждать им предстоит довольно долго, поскольку ведомству предстоит ответить и нескольким другим десяткам претендентов, приехавшим в Латвию из зоны конфликта.

Есть вероятность, что если ситуация на Украине нормализуется, в статусе беженцев гражданам Украины будет отказано. Но если окажется принято положительное решение, этот статус даст Кужель некоторые льготы: в течении девяти месяцев она будет иметь пособие в 250 евро, получит документы на год, позволяющие свободно путешествовать, а если захочет, то сможет проживать в приюте для беженцев в населенном пункте Муциниеки.

Впрочем, по словам женщины, она в любом случае не бросит своего сына — его в Муциниеки не возьмут, поскольку он является гражданином Латвии. На Максима будут оформлять пособие гарантированного минимального дохода — 57 евро в месяц. Но, как жалуется беженка, это совершенно несущественная сумма для людей, у которых в Даугавпилсе нет абсолютно ничего.