4 сентября президент Украины Петр Порошенко вместе со свитой в лице заместителя руководителя администрации президента Валерия Чалого, министра обороны Валерия Гелетея, главы МИД Павла Климкина и рядом других чиновников прибыл в Уэльс на саммит НАТО. Украинская сторона изначально возлагала на этот визит серьезные надежды. Так, накануне премьер-министр Украины Арсений Яценюк выступил с пространной речью, которая фактически дала старт его избирательной кампании. Он заявил, что Кабмин уже одобрил законопроект об отмене внеблоковости Украины. И в ответ от Альянса Киев ждет предоставления статуса особого союзника НАТО. Сам Петр Порошенко подчеркивал — НАТО должно оказать поддержку Украине в противостоянии с Москвой. Едва лишь приземлившись в Ньюпорте, украинский президент заявил: «Сегодня в резолюции саммита НАТО будет четкое утверждение, что Украина имеет поддержку со стороны НАТО». И в качестве первых жестов такой доброй воли назвал решение о создании 4 трастовых фондов для Украины по вопросам логистики, коммуникации, киберпреступности, социальной реабилитации раненых.

Однако на деле ожидать от саммита простых переговоров и простых решений не стоило. Во-первых, ситуация на Донбассе. Ранее западные лидеры заявляли о готовности активно помогать Украине и вводить новые санкции против России, если не будет неких позитивных результатов в поиске мирного урегулирования ситуации на Донбассе. Однако события последних дней иначе как позитивными результатами было бы тяжело назвать. 5 сентября в Минске состоятся переговоры, обе стороны заявили о готовности прекратить огонь и садиться за стол переговоров. На самом деле, конечно, серьезного мирного договора ожидать не стоит, поскольку для этого необходимо переформатирование Украины в целом, а на такой шаг Киев пока не готов. Но факт остается фактом — на фоне деэскалации ситуации и заявлений о прекращении огня ожидать особо радикальных и «ястребиных» заявлений или решений от саммита было бы глупо.

Второе — внутриукраинская политическая и экономическая обстановка. Крах экономики, курс гривны, который удалось стабилизировать лишь благодаря новому траншу от МВФ, отсутствие газа и угля, возвращение веерных отключений электричества, война, мобилизация, потери… и еще минимум с десяток факторов, которые вызывают недовольство населения. К тому же разогнав парламент, Петр Порошенко добился сразу нескольких вещей. Потерял лояльность тех ФПГ, которые имели своих ставленников в парламенте и которых такая ситуация устраивала. Развязал руки политикам всех мастей — им же надо готовиться к выборам, а за действия власти они теперь не отвечают. Отсюда и призывы парламентариев к введению военного положения. Однако, как известно, если реально введут военное положение — денег Украина больше не получит. И так по кругу.

Более того, эти политики готовы уже пользоваться недовольством населения и «уходить» Порошенко. Поэтому, как ни парадоксально, единственный вариант для Порошенко — договариваться с Москвой, хотя бы на время. А это означает — обеспечить отсутствие новых санкций, иначе перемирия не будет. Соответственно под вопросом окажется судьба самого Порошенко. Собственно, вероятно в том числе и этот вопрос обсуждался 4 сентября в Уэльсе на многочисленных встречах с лидерами крупнейших стран Запада, в том числе и во время «тет-а-тета» с Бараком Обамой.

Деэскалация ситуации на Донбассе, пусть даже и временная, для Петра Порошенко — вопрос выживания.

Третье — ситуация в Европе. Несмотря на давление Вашингтона, европейцы готовы на многое, чтобы избежать дальнейшего обострения в отношениях с Москвой. Украинские СМИ растиражировали слова президента — НАТО готово оказать Украине военную помощь. «НАТО поддерживает двусторонние решительные действия стран-членов по обеспечению военно-технической поддержки Украины. Это — именно то, чего мы ждали» — заявил Порошенко. Генсек НАТО же сказал — Альянс вмешиваться не намерен, помогать или не помогать — личное дело каждой страны. «НАТО как организация не имеет собственного оружия или военной техники. Решение о поставках принадлежит отдельным государствам. В этой связи НАТО не будет вмешиваться в национальный процесс принятия решений странами альянса о военных поставках на Украину», — сказал Андерс Фог Расмуссен.

Президент Франции Франсуа Олланд заявил — возможно, что Европа не введет новые санкции против России в случае хорошего развития ситуации. «Завтра в Европейском совете мы объявим о санкциях и приведем их в действие, если не будет никакого прогресса. Но все будет зависеть от ситуации в ближайшие часы», — подчеркнул Олланд.

Поэтому саммит НАТО для Украины оказался своего рода «промежуточным решением». Ясно, что никакой военной помощи Украина сейчас не получит. Нового обострения с Россией сразу после саммита, вероятно, тоже не будет. Заявлений относительно перспективы членства Украины в НАТО так же не последовало. И кстати, ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил с заявлением, что стремление Киева избавиться от обузы внеблоковости отнюдь не поспособствует разрешению кризиса. Однако так же ясно, что отказывать от Украины НАТО не собирается. Генсек Альянса подчеркнул — страны военно-политического блока готовы принять участие в реформе украинских вооруженных сил. «Украинский народ показал свою твердую волю идти по европейскому пути. Украина была верным и серьезным партнером НАТО на протяжении многих лет. Она принимает участие в ответственных силах НАТО, они являются нашим партнером. Наша встреча посылает однозначное послание: НАТО вместе с Украиной. Мы поддерживаем ее реформы. Мы будем вместе и для того, чтобы ввести реформы в секторе вооружения, в ВС Украины. И мы повторяем о готовности действовать вместе: ВСУ и НАТО. Мы желаем сделать связи НАТО и Украины еще более крепкими сегодня и на будуще» — заявил Расмуссен.

Поэтому сотрудничество Украины с НАТО будет углубляться, включая и учения на следующей неделе, и визит Порошенко в Вашингтон 18 сентября. А потому и перемирие, которое сегодня могут подписать в Минске, скорее всего окажется лишь временной мерой в глобальном противостоянии.

Украинская редакция ИА REGNUM.