Заявления министра иностранных дел Италии Федерики Могерини (30 августа избрана на пост Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политики безопасности) о том, что «Россия больше не является стратегическим партнером Европы», задали тон итальянским СМИ с самого начала недели.

«ЕС никому не угрожает, мы лишь разработали стратегию, это смесь из дипломатических средств и давления экономическими санкциями. Ясно, что ответственность лежит на Москве, которая, с одной стороны, не подкрепляет слова положительными действиями, а с другой стороны, не заботится о благополучии своих граждан, потому что санкции негативно влияют на российскую экономику (…). Нельзя сказать, что это не в наших интересах — попытаться восстановить в будущем условиях партнерства», — заявила Могерини на пресс-конференции в Брюсселе после того, как украинские власти объявили якобы о вторжении российских войск на территорию Донбасса.

La Repubblica цитирует канцлера Ангелу Меркель: «Теперь совершенно очевидно, что мы не имеем дело с конфликтом внутри Украины, но с конфликтом между Россией и Украиной». Далее издание цитирует слова киевского правительства о том, что назревает настоящая война с Россией, а также приводит заявления Москвы в адрес НАТО: «В случае внедрения войск в Восточную Европу, будем действовать соответствующим образом».

Масла в огонь подливает газета Демократической партии l'Unità;, цитируя слова Порошенко: «Террористы, одетые в форму русской армии, напали на колонны санитарных машин, принадлежащих украинской армии, эти машины используются для транспортировки раненых солдат, у них были опознавательные знаки».

В центре всеобщего внимания находится Кремль и президент России Владимир Путин. «Обязанность Путина решить сегодня, начать столкновение или сесть за стол переговоров, — пишет l'Unità. — Ставки очень высоки и выходят далеко за рамки будущего Украины. На карте стабильность Старого континента. Сигнал тревоги уже сработал».

Corriere della sera: «Альянс разместит базы на Востоке и Путин перепишет свою доктрину», — пишет Паоло Растрелли. В этой же статье журналист приводит слова неких экспертов, которые говорят о том, что военная техника России устарела: «Самым новым танкам T-90 уже 20 лет, военные теории основаны на использовании больших блоков армии с огромной огневой мощью, это вызывает трудности в управлении такими блоками и проблемы с коммуникацией, все это устарело, обучение личного состава также оставляет желать лучшего». Журналист отмечает, что Россия продолжит реформы по модернизированию армии: «Средства на это, благодаря нефти, у России имеются. Но санкции, как мы знаем, гораздо медленнее танков», — пишет в заключение Растрелли.

Римское издание Il messaggero имеет иную точку зрения: «Правда, все более очевидная, заключается в том, что на Украине разворачивается в течение месяцев, если не лет, один геополитический конфликт, выходящий далеко за рамки кровавого конфликта между правительством Киева и сепаратистскими регионами, которые хотят уйти с Москвой. На кону — расширение НАТО на восток и роль Соединенных Штатов, транзит через Украину поставок российского газа в Европу и сланцевый газй США, поставки которого в ближайшем будущем могут заменить русский газ. Цена вопроса — триллионы евро и долларов».

«США используют свою нечестную стратегию по расширению НАТО вот уже двадцать лет, начиная с войны на Балканах, — пишет издание партии коммунистов Il Manifesto. -К чему это все приведет? К другим войнам, к военным гонкам, к трате денег на армию. Без НАТО смогла бы существовать самостоятельно внешняя политика и оборона ЕС?».

Il Manifesto называет Обаму незаслуженным обладателем Нобелевской премии за мир и обвиняет в неаргументированном отказе президента США принять «план из 7 пунктов» Путина, направленного на урегулирование кризиса на Украине. «Решение проблемы — только федерализация Украины, — резюмирует издание. — Иначе начнется война в самом сердце Европы. Теперь у синьоры Могерини есть шанс защитить европейские интересы и не прогибаться под Атлантический альянс и США. Но что-то нам подсказывает, что мы не будем услышаны».

Миланская ежедневная газета Libero на своем сайте провела опрос среди итальянских граждан, поставив вопрос ребром: Вы за Путина или за украинское правительство? 72% респондентов ответило — за Путина, 20% — за Украину, 8% — не поддерживает ни ту, ни другую стороны.

Выбор итальянских граждан связан с их беспокойством об ухудшении и без того трудной экономической ситуации. Италия уже ощутила на себе реальные последствия санкций и эмбарго.

Напомним, что с 1 сентября вступило в действие решение Правительства РФ от 11 августа ограничить государственные закупки товаров легкой промышленности у иностранных поставщиков. В перечень товаров попали ткани, верхняя одежда, спецодежда, нательное белье, а также одежда из кожи и меха. Данные меры касаются всех государств, за исключением членов Таможенного союза.

«Эмбарго Путина в отношении итальянской моды, теперь трепещут предприятия Эмилии Романьи», — пишет Il Resto del Carlino, онлайновый ежедевник итальянских регионов Эмилия Романья и Марке, в статье приводятся комментарии некоторых предпринимателей, работающих в секторе моды.

«Сейчас эмбарго на обувь и одежду ограничено, — говорит Джимми Балдинини, владелец империи по производсту обуви класса люкс, у него 130 магазинов в России. — Но если эмбарго будет расширен, произойдет катастрофа. Россия — мой самый важный клиент».

«Если Россия заблокирует импорт товаров, связанных с индустрией моды, это станет трагедией для нас и для Италии, — предупреждает Паоло Герани, генеральный директор Gilmar Group — производитель и импортер некоторых крупных марок итальянской одежды. — Российский рынок является для нас ключевым, особенно в настоящее время, во время застоя европейского. Расширенное эмбарго для нас будет означать только конец».

Такие же настроения и у предпринимателей Тосканы. Тoscananews пишет, что «русско-украинский конфликт уже стоил местным предпринимателям Флоренции, Прато и Пистойя 120 миллинов евро». Эта сумма равна стоимости всего экспорта в Россию, которые флорентийские предприятия аграрного сектора и индустрии моды вместе осуществили в 2013 году. «Если продолжится расширение конфликта и Россия расширит эмбарго на остальные продукты, ущерб экономике только городов и провинции Флоренции, Прато и Пистоий достигнет 300 миллинов евро, то есть 3,1% от общего экспорта», — прогнозирует издание. В 2012 и 2013 году российский рынок для флорентийских предпринимателей стал самым успешным, так как установил рекорд роста в 27,4%. Газета Lanuovasardegna публикует интервью с ПьерЛуиджи Пинна, президентом Конфиндустрии провинции Сассари (Сардиния) и администраторм одноименной молочной фабрики. «Мы уже страдаем, — говорит Пьер Луиджи. — С 7 августа уже два наших груза с сыром пекорино вернулись обратно. Сейчас мы ждем развития ситуации, повлиять на которую не можем, у нас связаны руки».

В последнее время данный вид сыра был очень популярен в Москве, Колдиретти (национальная ассоциация сельхозпроизводителей) приводит данные по экспорту пекорино: 1,5 миллиона евро за 2013 год.

Конфинустрия, всеобщая конфедерация итальянской промышленности, бьет тревогу: российские санкции стоят Италии более миллиона евро в день. На улице уже оказались сотни рабочих.

Неутешителен прогноз и главы Итало-русской торгово-промышленной палаты Розарио Алессандрелло. В интервью Russia beyond the headlines господин Розарио рассказал о том, что не понимает тактику поведения итальянских и европейских СМИ: «Как они не могут понять, экономические санкции ударят и по нам самим. Россия для нас — рынок для выживания. Ударять по ней — это как действовать назло».

Глава Итало-русской промышленной палаты приводит следующие данные: за первые 4 месяца 2014 года торговый оборот с Россией упал на 11% по причине кризиса на Украине. До конца года цифра может увеличиться до 20%, так как были введены санкции и наложено эмбарго.

«Европа говорит о компенсации предприятиям, из сельхоз фонда будет выделено 400 миллионов евро, но это смешно, потому что ущерб уже составляет полтора миллиарда евро. Европа потеряет по меньшей мере 2 млрд между 2014 и 2015 годами, удар по Италии составит 30%-40% от этой суммы», — говорит Алессандрелло.

Министр сельского хозяйства Италии Маурицио Мартини, между тем, выступил с заявлением, в котором заверил: «Итальянское правительство работает над устранением последствий продуктового эмбарго России». Даже если проблема, по его словам, должна решаться политическими и дипломатическими путями.

«Мы надеемся, что деликатные политические и дипломатические аспекты украинского кризиса, а также отношений между Россией, ЕС и США будут разрешены. Эта огромная работа ляжет на плечи Федерики Могерини», — заявил министр.